Igor Betancur
апрель 2015.
5500

Почему люди матерятся?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
8
4 ответа
Поделиться

Вопрос в том скорее, зачем мат нужен в языке. Язык содержит в себе множество слов, которые могут относиться к разным стилям - и к высокому, который тоже употребляется нечасто, и к низкому, а порой и к брани. Раз эти слова есть в речи, значит, они нужны языку и занимают ту нишу, которую не могут занять другие слова.

Есть история о том, что мат пришел в обиходную речь из языческих и "магических" практик, где действительно был способом контакта с "потусторонним" миром, миром нечисти, миром высшей силы, которую надо было призывать или отгонять. Но слова закрепились в языке как экспрессивные формы выражения оценки (чаще всего), отношения к чему-то или кому-то. Матерные слова очень сильно заряжены - во многом и потому, что табуированы в речи, и использование их в речи позволяет нагрузить ее большим эмоциональным оттенком, сделать речь более фактурной, плотной. Мат таким образом позволяет расставить акценты, если используется по случаю, или симулировать плотность и весомость речи, если используется как единственное средство выражения мысли.

Зачем же люди матерятся? Мат и бранная лексика может выступать неким кодом, по которому собеседники проявляют свою взаимную приобщенность к той или иной группе - мол, мы понимаем друг друга, мы укрепляем контакт, позволяя себе чрезмерную экспрессию в речи. Этот механизм, на мой взгляд, обнаруживается и в речи чрезмерно высокопарной, нагруженной терминологией и понятиями. Она тоже является кодом некоего "сообщества", хотя и не является социально неприемлемой.

Кроме того, мат может быть проявлением протеста против социальных норм (вызывающий макияж, мятая рубашка, вальяжное поведение - явления той же природы). Или же просто выражением агрессии или (реже) яркой страсти. Недаром матерные слова создают эффект эмоциональной разрядки.

Возможно, сейчас происходит некая детабуированность мата, его легализация, демократизация речи, смягчение нравов, отчего мат порой теряет границы употребления, стирается его эмоционально-экспрессивная функция. Вопрос остается - почему так происходит, но он, кажется, более высокого и общего порядка.

Излагаю то, что мне в свое время читал Лев Львович Буланин в университетских лекциях.

Матерная лексика действительно восходит к магическим заклинаниям, адресованным врагу. Эти выражения делятся по смыслу на две категории, первая из которых намного больше по количеству:

(1) "Я такой сильный, что могу..." (это сходно с имитацией сексуального поведения, обозначающего потребность в доминировании у многих видов животных);

(2) "Лучше бы ты вообще не родился!" (выражения типа "в..." и "на...").

Естественно, этот слой лексики, как и весь язык, менялся и развивался со временем. Сейчас есть выражения, объединяющие оба смысла, а также относящиеся не только к потенциальному врагу, но и к любому ненавистному объекту или событию. Магический же смысл заклинания в современном сознании начисто утрачен.

1. Матерная ругань широко представлена в разного рода обрядах явно языческого происхождения - свадебных, сельскохозяйственных и т.п., - то есть в обрядах, так или иначе связанных с плодородием.

Так что же нам делать с ненормативной лексикой, в частности с матом? А то же, что и с другим национальным достоянием: постараться сохранить в доставшемся нам от предков виде. Для рядовых носителей - не пользоваться ненормативной лексикой в неподходящей ситуации.

2. Феномен матерщины, на мой взгляд, свидетельствует о большей сложности жизни народов, которые её используют. Это инструмент преодоления природных и социальных трудностей - климата, большой территории, требующей освоения, скудного или неустойчивого земледелия, разобщенности, необходимости воевать, защищая себя и потомков и т.п. А с этим на Руси всегда проблем было достаточно.

3. Суть проблемы:

- феномен русского мата и его особая непристойность обусловлены, прежде всего, тем, что в России издревле табуировано и считается неприличным всё, что касается интимной сферы;

- мат и прочая жёсткая ругань, как ничто другое, отражает отношение российской нации к собственной жизни.

Показать ещё 1 ответ
Ответить