Почему растут цены на бензин — это понятно, потому что компании, которые занимаются производством, добычей и переработкой нефти, не хотят упускать все выгоды, которые дает увеличение цен на мировом рынке. Они не хотят продавать нефть и нефтепродукты на внутреннем рынке значительно дешевле, чем на внешнем. Поскольку у нас внутренние цены ниже, чем у внешнего рынка, то получается такая ситуация, что увеличиваются продажи нефти на внешнем рынке, сокращаются продажи на внутреннем, это приводит к дефициту нефтепродуктов, соответственно, росту цен на них. Таков механизм увеличения цен.
Я не думаю, что цены будут расти продолжительное время, потому что рост цен на внешнем рынке не будет продолжаться бесконечно, он колеблется более-менее вокруг каких-то цифр, и нет тенденции к постоянному росту цен. Плюс к этому, срабатывает эффект, когда у нас хотя и нет полной монополии на рынке бензина и дизельного топлива, но компании, которые им торгуют, достаточно неформально координируют свои действия на рынке, стараясь извлечь максимальную выгоду из роста цен на бензин. Это тоже приводит к тому, что эти цены, когда есть возможность для роста — растут, а когда наоборот, то компании предпочитают удерживать цены на прежнем уровне и не снижать. Это так называемый эффект храповика, когда вверх цены растут легко, а вниз — неочень.
Я надеюсь, что снижение акцизов повлияет на снижение цен. В какой степени, сложно сказать, но должно.
Рынок работает не исходя из критериев справедливости, а исходя из критериев выгодной продажи товаров по тем или иным ценам. Единственное, поскольку топливо относится к социально значимым товарам, то государству следовало бы уделять больше внимания регулированию цен на этом рынке именно для того, чтобы существовал социальный баланс между уровнем цен на топливо и уровнем доходов нашего населения. Для кого-то 40 рублей за литр — дорого, а кто-то может заплатить и 50. Я думаю, что цены стабилизируются примерно на том же уровне, может быть с незначительными отклонениями.