Егор Ларин
28 мая 08:38.
1649

Почему советская архитектура 54-91 годов настолько бедна и безвкусна, что наводит мрак и пустоту?

Ответить
Ответить
Комментировать
13
Подписаться
7
7 ответов
Поделиться

Есть совершенно точный ответ (вики):

«Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» — Постановление № 1871 ЦК КПСС и СМ СССР от 4 ноября 1955 года, которое одномоментно завершило эпоху советского монументального классицизма.

На смену данному архитектурному стилю пришла функциональнаятиповая архитектура, которая с теми или иными изменениями просуществовала до конца существования советского государства[1].

После смерти И. В. Сталина (5 марта 1953 года) отношение советского руководства к архитектуре и гражданскому строительству резко поменялось.

В декабре 1954 года на Всесоюзном совещании строителей «практика украшательства в архитектуре была подвергнута резкой критике. Было решено всемерно развивать индустриальные методы строительства и типовое проектирование, повышать темпы строительства и увеличивать его экономичность»[2].

Внешне-показная сторона архитектуры, изобилующая большими излишествами», характерная для сталинской эпохи, теперь «не соответствует линии Партии и Правительства в архитектурно-строительном деле. … Советской архитектуре должна быть свойственна простота, строгость форм и экономичность решений.

Здания потеряли свою эстетичность и индивидуальность. Взамен этому резко увеличилась экономичность и строгая функциональность, что позволило обеспечить всех жильем.

На следующий год, 4 ноября 1955 года, официально было принято упомянутое постановление. Уже начатые стройки были заморожены или закрыты (например, на фундаменте недостроенной высотки была построена индустриальная гостиница «Россия»). Результаты его реализации стали ощущаться через несколько лет[2].

Стали появляться и так называемые срочно доработанные архитектурные проекты. Здания уже строились, однако с них в приказном порядке убиралось максимальное количество архитектурного декора, если это было технически возможно. Были и более серьезные случаи, когда из-за таких пересмотров строительство зданий останавливалось и возобновлялось по пересмотренным проектам через годы. Например, в Минске Дворец культуры тракторного завода и Дворец культуры камвольного комбината строились в 1954—1956 годах до принятия постановления, а затем строительство было заморожено до 1960 года, на окончательное возведение потребовалось еще пять лет; начатый в 1952 году главный корпус Челябинского политехнического института был завершен в 1956 году в усеченном виде без верхних этажей и малофункциональной башни со шпилем, надстроенных лишь в 2003 году.

______________________________________

Вот характерная картинка в Петербурге:

Здание в центре -- павильон станции метро Автово. Спроектирована еще при Сталине, а открыта в 1955 году.

Вот она внутри:

Дом справа от нее на фото соответствует ей по стилю. Строился и проектировался одновременно, в паспорте указан 1950 год.

А дом слева и дом напротив спроектированы одновременно с метро, но проекты переделаны. Эти дома по паспорту 1959 и 1960 года. Конечно, уже никаких украшательств, хотя это еще не панельное строительство. Ну, а потом, вокруг появились и хрущевки, и потом брежневские кораблики. И хорошо, так как это массовое строительство позволившее переселиться из сталинских бараков в собственные квартиры. Люди были просто счастливы, балкончики и прочий декор, актуален когда ты живешь в нормальной квартире и думаешь, не купить ли тебе квартиру в красивом доме.

Таких домов как приведено выше на проспекте Стачек или Московском проспекте было совсем немного, предназначались они для советской элиты.

Вот типичные дома для рабочих:


А это типовые немецкие коттеджи на улице Савушкина, их строили военнопленные сразу после войны, тоже для советского начальства:

А это тоже самое на Елизаровской:

А рабочим, хотя бы хрущевки. Страна была по прежнему нищая после войны, как до войны после гражданской войны.

30

Спасибо за развёрнутый ответ!

0
Ответить

Эти "коттеджи" сильно напоминают сталинки низшей категории (в Интернете их называют "непарадный сталианс"); в похожих домах в Сергиевом Посаде вообще видел коммуналки.  

-1
Ответить

По факту со временем там и коммуналки появились. Но изначально это немцы строили не для коммуналок, а для начальства )

Коттеджами они и не назывались, не знаю, как их правильно называть.

0
Ответить
Ещё 5 комментариев

Да похоже, что именно в такие дома, в конечном счёте, планировали переселять массы граждан. А вовсе не в многоэтажные капитальные дома, о чём ходят слухи среди леваков. 

Множество подобных послевоенных проектов нашёл тут:

https://sites.google.com/site/tipaussr/home/doma/1-204-106

-1
Ответить

Ну, проекты то разные были, сталинки как на фото у метро, тоже считались для масс граждан, формально. На деле только для тех, кому в первую очередь надо. Их нереально было строить много и обеспечить ими всех. Как только, посмотрев в той же Германии, поняли как строить панельки массово, так сразу проекты стали уже проектами в работе, а не благофантазиями.

Помните, был такой лозунг с анекдотическим продолжением, "Всё во имя человека, всё на благо человека" "и мы даже знаем, какого именно человека". Это же было реальностью. Сколько реально могли бы построить таких чудо домиков и какой процент туда заселился бы.

Вообще-то, бараки живы до сих пор, т.е. не хватило даже и хрущевок. И один из манков-лозунгов Горбачева была программа "жилье 2000" -- к 2000 году каждой семье отдельную квартиру.

+1
Ответить

Да похоже, что именно в такие дома, в конечном счёте, планировали переселять массы граждан. 

Более того, планировали даже поселить всех в комфортабельные частные дома, как только настанет коммунизм. А в ближайшее время планировали заселять покомнатно и чем выше, тем лучше. 2-3-этажные домики и коттеджи строили только потому, что они не требовали привлечения тяжелой техники и могли делаться буквально руками рабочих после смены. Для более сытных времен отложили типовые проекты на 5-, 7- и даже 12 этажей, из которых перерисовали первые хрущевки.

0
Ответить

Кстати, хотелось бы добавить, что истина, IMHO, где-то посередине между ответами Андрея и Артёма. Андрей упомянул об постановлении об устранении излишеств. И это так. К началу 1960-х страну застроили хрущёвками, причём чем дальше, тем они были более спартанскими по своему виду, а некоторые серии - практически коробки. Какое-то время и административные здания были довольно утилитарны. Но позже-то последние опять начали возводить пафосно и монументально (возьмём дом правительства РСФСР ("Белый дом"), или Президиума РАН). Прекрасные образцы как раз привёл на фотографиях Артём. Но именно административные. Жилые-то дома строились массово, и действительно без особых излишеств. Хотя и тут не всё однозначно. В некоторые серии, особенно в республиках со своей климатической и национальной спецификой, старались привнести какие-то простенькие украшения в виде балконов или решёток на лестничных пролётах. Ну например: https://tomkad.livejournal.com/235848.html; ещё, кажется, у Варламова. 

Ещё хотелось бы отметить причину, по которой часто уныло смотрятся сейчас и модернистские дворцы 1970-х, и даже многие сталинки: использовавшийся материал. Когда слишком дешёвый, когда слишком капризный (таковым Н.Фостер, кстати, считал столь любимый у нас бетон). То, что смотрелось светлым и весело отражало солнце, сейчас приобрело совсем другой оттенок (сравните отчищенную часть здания МИД и остальные части). 

0
Ответить

Жилые дома строились в комплексе со всей инфраструктурой, магазинами, озеленением и т.д. Если взять, например, Зеленоград или харьковкскую Салтовку, то по старым фотографиям можно проследить весь комплекс. Потом это, разумеется, засрали, испортили самостроем, точечной застройкой и т.д., потому что для поддержания настолько больших инфраструктурных проектов просто не нашлось достаточно людей и денег.

0
Ответить
Прокомментировать

Всё просто. Не было задачи сделать красиво. Была задача сделать много и недорого. Желательно ещё и функционально. А бетонные коробки в этом смысле куда эффективнее всего остального

14
Прокомментировать

Вот нифига подобного. Советские модернизм и брутализм -- это совершенно прекрасные образцы архитектуры, в которые заселили быдло и скотов, повадившихся стеклить балконы, вешать кондюки и лепить латки пенопластового утеплителя. В первозданной чистоте модернистская архитектура -- это единственное хорошее, что дал миру Совок.

Посмотрите на эту чистоту форм и полёт мысли


Нельзя винить строителей в том, в чем виноваты свиньи, не способные сохранить их работы в нормальном виде!

6

Артем, абсолютно согласна! Почему-то все забыли о том, что архитектура- это не только жилые дома...

0
Ответить

Жилые дома тоже были красивыми. За ними просто не ухаживают.

Я на районе с первой фотографии почти всю жизнь прожил и помню, как его старательно загаживали самостроем, кондюками, тарелками и киосками.

+1
Ответить
Прокомментировать
Читать ещё 4 ответа
Ответить