Почему человеку необходимо страдание и каким образом оно делает нас лучше?

14505
6
0
18 сентября
09:23
сентябрь
2015

У меня есть два ответа на этот вопрос, конкретно-телесный или религиозно-провокационный. За вторую часть ожидаю получить кучу минусов и хочу отметить, что изначально и христианство подразумевало конкретно-телесную сторону ответа, просто выражало это своим языком, а моя вторая часть ответа связана с искаженным и поверхностным пониманием темы страдания.

1) Конкретно-телесный ответ: Страдания - это боль души. И это также вполне определенная боль в теле (часто в районе сердца, солнечного сплетения или в голове), которая несет в себе определенные сигналы. Боль помогает узнать человеку, где в его организме что-то идет не так. Боль - это сигнал о том, что нужно быть к себе внимательнее, проявить к себе больше заботы в определенном месте. Если боль не замечать, то источник проблемы разрастается и вред организму может увеличиться многократно. Это касается как зубной боли или боли от перелома, так и последствий шока от внезапной смерти близкого человека (поверхностное дыхание и напряжение в груди). Подробнее я эту тему раскрывал, отвечая на вопрос "почему болит душа" thequestion.ru

Любая боль о чем-то говорит. И ее нужно услышать, чтобы найти адекватную помощь. Боль нужно уважать и учиться ее выдерживать. Чтобы адекватно помогать и себе и другим людям.

Нужно уметь отличать свою боль от их боли, иначе появляется риск наложить гипс близкому человеку, когда нога сломана у тебя самого. Это касается уже и религиозной стороны вопроса, ведь к богу идут за утешением и поддержкой.

2) Религиозно-провокационный ответ: Некоторые люди стремление уметь выдерживать боль подменяют стремлением причинять себе боль, чтобы проверить свою выносливость. И это стремление ведет не к личному мужеству, а к мозахизму и позиции жертвы. Один из способов выдерживать сильную боль заключается в том, чтобы гордиться своей выносливостью: "Мой муж меня бьет, но я все равно его люблю и желаю ему счастья" часто сопровождается "Я сильнее мужа, потому что могу выдержать больше боли и не ответить ему тем-же". Здесь есть моральное торжество над слабым ничтожным (перед ликом Бога) мужем: "он попадет в ад, а я в рай". Это в религии называется гордыней. И это моральное торжество возможно только в позиции жертвы, в которой человек много говорит о своей боли, но говорит это без чувства боли, прикрывает ее своей гордыней.

В итоге у человека накапливается такое дикое количество невыраженной боли, что ему даже страшно посмотреть на нее, потому что она может захлестнуть и вырвать контроль над поведением (говорят, что в человека бес вселяется). И человек живет в страхе потерять свое моральное торжество, и готов даже испытывать еще немного боли (ее все равно уже столько, что еще немного общей картины не изменит) ради еще одной моральной победы. Один из способов найти такую победу - это познакомиться с каким-нибудь садистом и выйти за него замуж... или начать ухаживать за девушкой, которая испытывает к тебе явную антипатию. Или пойти доказывать свидетелям иеговы, что есть только один Бог, и зовут его Ктулху, и еще что-нибудь из той же серии. Главное выбрать соперника заведомо сильнее себя и демонстративно ему проигрывать. Если же вдруг поблизости не находится подходящего человека, то всегда остается вариант самоистязания, от сверхурочной работы до резания себя бритвой в укромных местах. И это поведение очевидно приносит боль, но оно же дает моральное торжество, которое держит воспоминания о прошлой боли в стороне от сознания.

Малая контролируемая боль спасает от большой непонятной боли и страха потерять над собой контроль.

пс: Люди, имеющие склонность к мозахистическому поведению могут увидеть во мне сейчас садиста, который лишает их морального торжества, и этим "причиняет" им боль. Я готов к вашим минусам, выдержу ;)

84
12
сентябрь
2015

Здесь всё на самом деле очень просто. Дело в том, что человек очень быстро ко всему приспосабливается и привыкает. Очевидно, это свойство психики выработалось в процессе эволюции, как один из ключевых факторов выживаемости.

К сожалению, у привыкания есть и обратная сторона. Мы быстро перестаём замечать то, к чему привыкли. И вот уже те удивительные чудеса, которые мы видим каждый день, не вызывают в нас никаких эмоций. Жизнь становится размеренной, пресной, скучной. По этому поводу есть прекрасный монолог Луи Сикея (только по-английски, к сожалению). youtube.com

И здесь страдание приходит на помощь. Это всегда эмоциональный процесс огромной интенсивности, который вырывает человека из рутины его повседневного бытия. Обстоятельства жизни, отношения с другими людьми, собственные проблемы предстают в совершенно новой перспективе. То, что раньше казалось трудным и невыносимым, во время страдания становится полной ерундой. Появляется возможность заново оценить собственные ценности, так сказать, отъюстировать ту меру, которой человек меряет всё и всех вокруг.

Когда же страдание отступает, человек наконец может понять, как многого стоит его нормальное, обычное состояние. Видит, что простая обычная жизнь — это на самом деле редкое счастье, и может радоваться ей. До тех пор, пока снова не привыкнет :)

49
0
сентябрь
2015

А откуда следует, что страдание человеку необходимо? По-моему, ниоткуда, так же как ниоткуда не следует, что страдание делает нас лучше.

Наше тело и наша жизнь среди других людей таковы, что полностью избежать страданий невозможно. Всем нам случается болеть, но никто ведь не говорит, что болезни зачем-то человеку нужны и делают нас лучше.

Есть много примеров того, как человек, переживший страдания, стал мудрее, добрее, терпимей... Но не меньше и противоположных примеров, когда страдания озлобили, заставили замкнуться в себе, стать равнодушным к чужой боли.

Тезис о необходимости и полезности страданий часто используется религиозной пропагандой, обычно со ссылкой на страдания Христа. Но даже и в рамках христианской парадигмы этот тезис ложен: Христос страдал не ради страданий как таковых, а ради спасения человечества.

13
0
показать ещё 4 ответа
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта