Какие советы можно дать человеку, собравшемуся писать сценарий по уже имеющейся и четко продуманной идее?

527
3
0
18 сентября
03:39
апрель
2016

Первый совет - не слушать советы, начинать писать и идти за идеей туда, куда она заведет.

Второй - не выбирать форму раньше, чем появится содержание.

Третий - Установить и сохранять эмоциональную (а не логическую) связь с материалом до последней строчки. А уже при повторном чтении и редактуре отключить чувства и включить голову (но не ранее).

13
0
апрель
2016

1) Разбить сценарий на сцены, составить подробный план;
2) Если это первый сценарий - в первую очередь писать ключевые сцены, "мясо" сценария. Потом прописать стыкующие и закрывающие сцены;
3) Провести вычитку. Избавится от провисаний и лишних сцен;
4) Провести редактуру текста, убедится, что диалоги звучат естественно;
5) Провести повторную вычитку. Убедится, что центральная идея сценария никуда не затерялась под нагромождением материала.

3
0
апрель
2016

Четко продуманная идея - это хорошо. Так же хорошо, как и ее оформление. Если придерживаться "классики", то есть шанс остаться в жанре. 

Сценарий пишут простым языком, короткими предложениями, в настоящем времени (даже, если герой что-то вспоминает, он делает это Сейчас и Здесь), последовательно (в том порядке, в котором потом увидит зритель) и без лирических отступлений ("Вспомнилось", "Забылось", "Виднелось"...).  Еще лучше: сразу, хотя бы приблизительно, считать время каждого эпизода, чтобы нечаянно не получилась "короткометражка" вместо "полнометражки" или наоборот.

Также не стоит брать на себя функции режиссера-постановщика, объясняя в тексте задачу актеру. Вроде: "Вася испугался, запереживал сильно и подумал о смысле жизни"... вместо этого: "Вася вздрогнул, побледнел", а о чем Вася подумал и какого качества его переживание - актеру расскажет режиссер.

Для тренировки можно взять короткий (лучше - игровой) фильм и, останавливая практически покадрово, записать (фактически - пере_писать фильм на бумагу) то, что/кого видно и слышно в кадре: "Комната Главного Героя Васи (место будущей съемки лучше указывать в начале каждого эпизода). Вася садится за стол, наливает в стакан воды и кричит: - Наташка! Неси пряники!" и т.д.

Сценарист отвечает на вопрос "ЧТО?" (происходит), а не "ПОЧЕМУ?"/ "ЗАЧЕМ?" (происходит). Иными словами: сценарий - это достаточно простое о_писание того, что зритель увидит и услышит. 

Еще одна подсказка, которую сильно не любят большие мастера, но она точно может пригодиться, проверено много раз на студентах :) Не нужно стесняться начинать с создания сценария в таблице. Берем лист А4 (много-много листов), кладем по горизонтали и рисуем таблицу. 

Столбцы: 

1) номер кадра - обязательно, 2) время, которое длится план (эпизод) - обязательно , 3) крупность плана - по желанию, 4) ЧТО видим в кадре - обязательно, 5) ЧТО слышим в кадре? (Диалоги, шумы, музыка) - обязательно, 6) кто занят в этом эпизоде (перечислить) - по желанию, 7) примечания - по желанию.

Заполняем таблицу (записываем весь сценарий последовательно). Затем всё переписываем, кроме того, что было написано в столбцах 1,2,3,6,7, оформляя всё это уже в готовый сценарий. Таблица поможет фактически "смонтировать" фильм на бумаге, хорошо отследить темпо-ритм. И по пути "вылезет" много лишнего или наоборот - выяснится, что что-то упущено.

2
0
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта