Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

В чем суть теории партизана Карла Шмитта и в чем была ее новизна на момент появления?

ПолитологияФилософия+3
Темур Кадиров
  · 4,4 K
Академический руководитель магистерской программы "Философия и история религии" НИУ ВШЭ...  · 29 сент 2015

Нельзя назвать "Теорию партизана", появившуюся в 1963 г., совершенно новым или поворотным текстом в теории Карла Шмитта. Это поздняя работа, где развивается ряд тезисов и положений, озвученных в "Понятии политического", "Номосе земли" и других сочинениях немецкого политического теоретика. Шмитт обращается к теме трансформации войны, вызванной, как он это называет, дискриминацией войны. К понятию дискриминации войны Шмитт обращался до этого в нескольких работах, в частности в "Die Wendung zum diskriminierenden Kriegsbegriff" и "Номосе". Коротко говоря, дискриминация означает извращение изначального сугубо политического смысла, который придавался войне в "золотую эпоху европейской государственности", в период действия jus publicum Europaeum, т.е. в 17-нач. 20 вв. В "Теории партизана" Шмитт концентрируется на одном из способ дискриминации войны - придании ей иррегулярного статуса. На мировую политическую арену выходит партизан, разрушающий традиционное политическое - возможность чёткого различения друзей и врагов. К четырем критериям партизана Шмитт относит иррегулярность, мобильность, повышенную политическую вовлеченность и теллурический характер (привязанность к территории, на которой он сражается). Иррегулярность становится новым политическим пространством, в котором борется партизан. Такая война опасна, по мнению Шмитта, поскольку она провоцирует беспредельную жестокость - иррегулярный характер партизана не позволяет заключить с ним мир, с другой стороны, сам партизан также не ищет мира, его победа - в полном уничтожении противника, оккупировавшего его территорию. В такой войне нет места праву войны - jus in bello, нет никаких ограничений и принципов. 20 век вносит изменения в характер партизанских войн. Левые революционеры в России, Китае и на Кубе изменили смысл партизана, призвав его на борьбу не за территорию, но за политические идеалы против "абсолютного врага", что в свою очередь, ещё больше радикализирует современную войну.

Если говорить о новизне и интересе к этой работе, то они связаны как раз с прогнозом перехода мировой политики в состояние перманентной "всемирной гражданской войны революционной классовой вражды", который даёт Шмитт. Появление и развитие современного терроризма способствует поддержанию интереса к "Теории партизана". В частности активно обсуждается вопрос, можно ли террориста считать партизаном.