Danil Marinsky
сентябрь 2015.
3160

Является ли концепция греха изобретением современных мировых религий (в первую очередь, авраамических) или у язычников тоже было понятие "грех"?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
2
4 ответа
Поделиться

В дхармических религиях (можно их назвать языческими? индуизм, вероятно, да) есть представление о карме, хотя, строго говоря, это не грех, а просто представление о том, что любой поступок влечет за собой какие-то последствия, так или иначе отражающиеся и распространяющиеся на всю жизнь совершившего поступок. Однако, в буддизме и джайнизме во всяком случае, это учение имеет явный моралистический оттенок, типа, нужно вести себя хорошо.

В Древней Греции было понятие хюбрис (юбрис), уже со времен Гесиода это этическое понятие: гордыня влекущая человека к совершению поступков против воли богов и, в результате, к наказанию. Опять-таки, строго говоря, это не грех в христианском, например, смысле. Это скорее попытка встать слишком близко к богам, что вызывает их гнев, а иногда и зависть. Поступки могут быть при этом и откровенно плохие и довольно нейтральные, дело в общем-то не в этом.

То есть, я не знаю у "язычников" строгих соответствий понятию греха из авраамических религий.

3
0

Индуизм, насколько я понимаю, уже не язычество. В нём есть как иерархия ценностей (та самая дхарма, да), так и выход в трансцендентное в качестве цели верующего. Впрочем, я думаю, в ближайшее время сюда придет хороший религиовед и все нам объяснит.

0
Ответить

Возможно, но это даже не очень важно, поскольку достаточно даже просто сказать "неавраамическая религия" и я уже не могу придумать хорошего аналога понятию греха.

0
Ответить

Ну, я делю так. Разборка с языческим богом — личное; движение по шкале добро-зло (независимо от изменения отношений с абсолютом) — грех.

0
Ответить
Ещё 1 комментарий

Наверное, Вы правы.

И зороастризм, да, что-то я про него забыл. Там, конечно, очень близкая аналогия с иудеохристианским "грехом".

0
Ответить
Прокомментировать

Соглашусь с предыдущим оратором, и опять же смею добавить, что в дохристианские времена небыло такого четкого деления власти и духовной власти. С приходом христианства появилось четкое разделение на преступления светских и преступления против бога, в языческом же обществе были просто преступления. И самое тяжкое из них - клятвопреступление. Можно ли считать это грехом для языческих религий? Вполне да. Можно ли считать это аспектом социальной жизни того общества? Вполне да. 

В нынешнем обществе у язычников нет грехов, во всяком случае как то явно заявляемых, хотя есть попытки показать людям ответственность. То есть ту простую мысль, что каждый поступок несет за собой последствия.

Сергей Pagankaотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
3
-2
Прокомментировать

Этот ответ написан и доступен на

Этот ответ написан и доступен на Яндекс Кью

Само слово "грех" в этимологических словарях часто описывается, как нарушение религиозных предписаний , правил, установленных Богом. С этой точки зрения можно чётко понять , что грех появился с появлением Бога и религий. Большая разница в том , какому Богу ты веришь и чьи установленные правила нарушаешь, в чью установленную систему ты не вписываешься. Природа греха выросла и развилась из системы "табу", а данная система появилась в глубокой древности и пока доросла до понятия греха очень сильно изменилась и трансформировалась в современном обществе. Что же касается языческих верований, то все они в большинстве своём основаны на взаимодействии человека и окружающего мира по средствам магии, а в ней свои законы и свои табу без того понимания греха, которое вложено в библейские законы.

1
0
Прокомментировать

Этот ответ написан и доступен на

Этот ответ написан и доступен на Яндекс Кью

Всё, что здесь написано о грехе, не имеет ничего общего с христианским понятием греха. Ведь "грехи" - это вовсе не поступки, действия и мысли. Всё это лишь следствия так называемого первородного греха.

С точки зрения христианской догматики, вообще сам факт пребывания человеческой души в плотском состоянии (то есть, в физическом теле) уже является греховным.

Но так было не всегда, так как изначально человек был создан безгрешным. И грехопадение совершилось в том самом эдемском саду, когда Ева, сотворённая из плоти Адама, соблазняемая Нагом (змеем), дала Адаму вкусить запретный плод. Что же это был за "запретный плод" такой?

Именно в этот момент (хотя это конечно, был далеко не "момент") сознание человека переместилось из высших сфер в плотные оболочки и человек стал отождествлять себя со своим физическим телом, со своими эмоциями и мыслями. Помните, какой диалог произошёл между Богом и Адамом? Адам спрятался от Бога. Бог спросил, почему он спрятался. Адам ответил: "Потому, что Я наг".

Бог спросил: "Кто сказал тебе, что ты наг? Не вкушал ли ты от запретного плода?"

Вот это и было так называемое грехопадение. В результате которого человек стал "разумным", иначе говоря, его плоть обрела разум, который предназначался вовсе не для плоти. И именно этот факт сделал человека грешным, то есть он стал жить, постоянно соблазняемый своей плотской природой, и при этом потеряв ясную связь с божественным началом.

Надо сказать, что в этом конечно же, постарался тот самый падший ангел Люцифер, который в образе Нага подобрался к Еве. Он очень хорошо знал и знает плотскую натуру человека, потому что при сотворении человека именно он создавал его физическую природу, из своих энергий. И он фактически, украл человеческую монаду у Бога, поместив её в своё творение.

После этого и произошло так называемое "Изгнание из рая", со всеми вытекающими последствиями, такими как "В поте лица своего будешь есть хлеб" и "В муках будешь рожать детей"... "И твоя плоть будет господствовать над тобою"... (это не дословно)

Поэтому все эти "грехи" - это всего лишь последствия изначально греховной сути человека, отделившегося от Бога.

Именно "оболочечное" сознание порождает все мыслимые и немыслимые греховные помыслы и поступки.

Чтобы очиститься от греха, человеку теперь приходится совершать сознательные усилия, преодолевая инертность плотского сознания, проводя время в молитве, в непрестанном предстоянии перед Богом. В этом случае божественное сознание приоткрывается человеку и его земные действия, совершаемые в молитвенном состоянии, уже нельзя назвать греховными. Такие люди становятся святыми, проводниками высших энергий.

Именно такая молитва очищает человека. Как его собственная, так и если он молится о ком-то другом. А не это лицемерие, которое мы видим повсюду. Самое настоящее, лживое, оболочечное лицемерие.

Безусловно, язычникам была известна вся эта трагедия грехопадения. Эти предания в том или ином виде, присутствуют в мистериях всех народов Земли. И все они учили и учат все свои действия и мысли сверять с Богами, быть постоянно в незримом предстоянии перед Ними.

1
0
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью