Irina Formanchuk
17 мая 11:21.
177

Как незрячий человек может оформить бумаги, воспользоваться банкоматом и системами безналичной оплаты?

Прямая линияDisQuestion: доступна ли сфера услуг для людей с инвалидностью?БанкДеньги
Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
0
2 ответа
Поделиться
Ответ партнёра TheQuestion

В основной своей массе у нас люди с инвалидностью ― бюджетники, а потому они являются клиентами таких банков, как «Сбербанк» и «ВТБ». Поэтому буду говорить преимущественно об этих банках. Незрячему человеку сегодня практически невозможно выстроить общение с банком без помощи посторонних лиц. И это неудобно ― не все хотят посвящать другого человека в свои финансовые дела.

Работать с документами крайне сложно. Например, дублирования документации (особенно договоров) на шрифт Брайля просто нет. Хотя это помогло бы незрячему клиенту лучше ознакомиться с условиями при получении кредита, если он читает Брайль.

Если не читает ― помогла бы возможность сначала изучить документы в электронном виде, а потом подписать в личном кабинете, через ввод каких-то смс-подтверждений.

Определенно нужно вводить какие-то дополнительные инструменты ― это позволит снизить число конфликтных ситуаций, когда кто-то что-то не понял, а проверить информацию мог лишь на слух. Подтвердить или доказать обратное невозможно в этом случае.

Встречаются и другие недоразумения. В некоторых офисах «Сбербанка» вывесили текущую информацию (часы работы, адреса офисов, телефоны), написанные по Брайлю, но поместили её под стекло, сделав недоступной. Вот так забавно. В «ВТБ» также нет перевода на Брайль.

Что касается банкоматов, следует сразу отметить, что в различных банках они не сильно отличаются друг от друга ― для слепых тут всё зависит от производителя и частоты обновления программного обеспечения. Как эффективно распоряжаться деньгами: Что должен знать о деньгах двадцатилетний человек?Как не тратить деньги на всякую ерунду?Как устроен кэшбек? Из чьего кармана возвращаются деньги на карту?

Да, сейчас уже везде есть речевое сопровождение, но оно пока не озвучивает все меню полностью.

Проанализируем «Сбербанк». Клавиатура удобна ― клавиша "5" помечена, но это позволяет лишь самостоятельно ввести пин-код. А дальше приходится прибегать к помощи консультантов. Надо признать, что в «Сбербанке» они работают хорошо, особенно в центральном офисе. Безусловно, возможность снять денежные средства должна быть обеспечена и желательно без привлечения посторонних лиц. Например, даже в «Сбербанке» при совершении нескольких операций пин-код нужно вводить несколько раз, если клиента сопровождает менеджер, ему может стать доступной конфиденциальная информация ― это значит, что человек подвергает свои деньги опасности.

Хорошо, что уже сейчас многие операции можно совершать через интернет ― оплатить коммунальные услуги, что-то еще. И банки, исходя из моего опыта, стараются сделать мобильные приложения доступными для таких клиентов, как я.

У «Сбербанка» очень хорошее мобильное приложение, доступное практически на 5 баллов. С его помощью незрячий клиент может управлять своими финансами.

Мобильное приложение «ВТБ-24» по доступности не уступает сбербанковскому, все элементы меню хорошо озвучиваются, а стало быть большинство операций можно осуществлять, не посещая банка. Из других компаний следует отметить мобильное приложение банка «Тинькофф», оно также доступно на 5 баллов.

Сергей Парахинотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии

Что ждет кредитную организацию, если у его клиента со слепотой будут претензии к ознакомлению договора? Если он захочет оспорить какой-то пункт, сославшись на то, что эта информация не была ему озвучена? Ответа однозначного здесь может не быть. Конечно, кредитные организации являются сильной стороной в договоре и свои юридические риски максимально просчитывают.

Сегодня кредитные организации, Сбербанк, например, пользуются таким форматом договоров как общие условия, размещенные на сайте, а клиент подписывает заявление о присоединении к этим условиям. И содержание этих условий может меняться с течением времени. То есть клиент, и не с ограниченными возможностями, должен мониторить сайт и смотреть - не поменялось ли что-то в условиях обслуживания. Потому что персонально уведомлять его об изменениях никто не планирует. Вывесили на сайте новые условия – они вступили в действие.

Ответить