Irina Formanchuk
май 2018.
14025

Какие типичные ошибки совершают начинающие писатели?

Ответить
Ответить
Комментировать
2
Подписаться
19
8 ответов
Поделиться

Прекрасный вопрос, спасибо большое. Типичные ошибки начинающих авторов действительно существуют - и делают их практически все. Это особенно видно по ранним работам даже очень больших авторов (большинство прозаиков, впрочем, поумнев, первые свои опыты уничтожают, а вот поэты - увы, не способны ничего удержать в себе больше пяти минут, поэтому позорятся страшно). Излюбленная ошибка - делать главным героем самого себя, писать о своей собственной жизни, ничего не меняя и не преображая. Читать это и скучно, и совестно, но молодые авторы все равно раз за разом становятся на привычные грабли. На самом деле, опытный писатель пишет о себе всегда - (мы не подключаемся ни к каким розеткам, все истоки творчества - внутри автора),  но раздает свой опыт, свои мысли и переживания вымышленным персонажам. Именно это и есть творчество.  

Еще один признак начинающего автора – он не может сам отредактировать свой текст. Отливает, так сказать, в граните да еще и другим поправить не дает. Другая типичная ошибка – хватать, не задумываясь, первое попавшееся слово. Разумеется, это будет штамп. Тексты начинающих авторов переполняют «косые лучи заходящего солнца», «прижалась лбом к холодному стеклу», «изумрудные глаза» и «пухлые малиновые губы». Сложившийся писатель знает, что хорошо писать – это необязательно писать кудряво или, наоборот, очень просто. Хорошо писать – значит находить то самое, единственное, свежее, нужное слово. 

На самом деле, ошибок у начинающих авторов гораздо больше - и в магистратуре мы неустанно изживаем их целых два года. 

97
-10

Спасибо вам большое!

+3
Ответить

Пожалуйста :)

0
Ответить

Как-то маловато. Писать о себе и… штампы. И всё.

+3
Ответить
Ещё 5 комментариев

Излюбленная ошибка - делать главным героем самого себя

А вот, к примеру, у Довлатова хорошо получается :)

+7
Ответить

У Лимонова и Хэмингуэя - тоже ) Они пишут не о себе, они умеют создавать героя, основываясь на собственной личности. Начинающие авторы, как правило, не умеют. Вся литература - как раз в этом зазоре между автором и его героем. 

+6
Ответить

Есть такой начинающий русский автор Владимир Данихнов. В своей книге «Тварь размером с колесо обозрения» он пишет о себе, о своей собственной борьбе с раком. Книга читается на одном дыхании, в ней совершенно особый шарм. Подкупает, наоборот, то, что книга не просто «основана на реальных событиях», а собственно эти реальные события и реальные переживания (о реальных и нереальных сущностях) и описывает. Значит, есть исключения из Вашего правила, в сущности, подтверждающие правило, конечно)))

+3
Ответить

Рубен Гонзалес Гальего тоже пишет о себе. И убейте меня, если это не настоящая литература.

Это отдельный жанр — мемуары. Автобиографическая проза.

Думаю, если автору очень даже есть что сказать, и если он дружит с русским языком (английским, чешским, каким угодно) — может получиться литература. Даже если он заметки в блоге пишет.

+5
Ответить

Излюбленная ошибка - делать главным героем самого себя, писать о своей собственной жизни, ничего не меняя и не преображая.

Добавлю ещё Чарльза Буковски. 

0
Ответить
Прокомментировать

Биполярный мир

В глазах начинающего автора:

  • все писатели делятся на Гениев и Графоманов;
  • все произведения делятся на Гениальные и Полное Говно;
  • вся критика делится на Мне Нравится и Неконструктивную.

Прикольная Идея

Главным в произведении, по мнению начинающего автора, является Прикольная Идея. Когда начинающий автор придумывает Прикольную Идею, у него начинается мания преследования. Ему кажется, что издательства всего мира почтут за честь украсть ее, издать по ней роман и заработать миллион, который должен был получить изобретатель Прикольной Идеи.

Узнав, что его Прикольная Идея уже была реализована в Симпсонах, а до них в древнегреческой комедии, начинающий автор клеит на Прикольную Идею ярлычок "Полное Говно" и генерирует следующую Прикольную Идею, не подозревая, что она тоже уже была в Симпсонах.

Вдохновение и сердце

Два главных рабочих инструмента начинающего автора. Правда, он их не уважает, не желая выяснять расписание их работы и то, как они устроены. Они платят ему тем же и подводят при первом же удобном случае.

Чукча - не читатель, чукча - писатель

Начинающий автор искренне недоумевает, когда ему советуют больше читать. Начинающий автор недоумевает, когда ему советуют больше общаться с людьми. Гениальное произведение делается вдохновением и сердцем, а если оно как-то не по-русски звучит и там деревянные персонажи, то автор всегда готов к критике, но она должна быть конструктивной (см. пункт "Мне Нравится").

Да здравствует неизвестность

Литература должна быть выше примитивной бытовухи. Никому не интересно, как автор варит мужу борщ. Гениальное произведение обязательно должно повествовать о явлениях, которые не встречаются начинающему автору в обыденной жизни (эльфы, пираты, инопланетяне или, на худой конец, французы-миллионеры). Поскольку читателям оно тоже в жизни не встречается, начинающий автор обладает неограниченной свободой.

Истерический хохот человека, знакомого с французами-миллионерами, начинающий автор относит к Неконструктивной критике.

Главное, чтобы костюмчик сидел

Каждый герой должен обязательно обладать описанием внешности. Необходимо помнить, что произведение будут читать люди, у которых полностью отсутствует воображение и они не в состоянии дорисовать картинку в голове. Подробностей должно быть столько, чтобы можно было немедленно составить самый подробный фоторобот, изловить персонажа и поздравить его с убедительностью. 

Про глаза надо обязательно сказать, что они большие, а грудь - четвертого размера. Если не сказать, читатель, не дай бог, решит, что у персонажа вообще груди нет. Описывая королеву пиратов с планеты Альфацентавры, непременно нужно упомянуть марку ее кроссовок. Вдруг в Adidas прочитают и заплатят миллион за продакт-плейсмент.

Кроме внешности, персонаж ни в чем не нуждается. Характер, привычки и вкусы, как известно, подобны перчаткам, туфлям и шарфикам, и если в данной главе персонажу не идет мужественность, он наденет другое качество. 

Красота спасет мир

О неизвестности нужно рассказывать самым неестественным языком, на который только способен автор. Это же Гениальное произведение, а не посиделки с подружкой в суши-баре. Больше красивостей. К каждому существительному нужно приклеивать не меньше двух прилагательных. 

Героиня не может просто войти в дверь. Дверь должна быть сосновая, выкрашенная в серобуромалиновый цвет, пахнущая смолой, табаком и еще чем-то терпким, от чего внутри становится щекотно и хочется какао и апельсинов. 

Дверь должна совершенно вытеснить героиню из предложения. Героине не привыкать, она в таких случаях терпеливо ждет, когда автору надоест дверь и он переключится на свеженатертый еловый паркет, в котором отражается сияние усыпанной двумя тысячами свечей серебряной люстры, от внезапного приснопамятного падения которой на убеленную сединами голову скончался граф Ярослав де Дамблдор, горячо любимый и обожаемый дедушка героини, страдающий от тяжелого и жестокого похмелья, вызванного неумеренным потреблением имбирной водки.

Читателя не должно смущать, что многочисленные красивости не имеют к сюжету никакого отношения. Наоборот, плохо, когда они несут смысл. Тогда начинаешь вчитываться и совершенно забываешь про Гения, который все это старательно писал.

Василий Печакотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
79
-3

10 из 10, Господи, 10 из 10!

+10
Ответить

Рискнул немножко дополнить: https://thequestion.ru/questions/390946/answer-anchor/answer/562217#answer562217-anchor

+2
Ответить
Ещё 15 комментариев

О,моя серотониновая мама! Королева в восхищении!!!

+4
Ответить

Давно так не хохотал.

+5
Ответить

Вот да!

0
Ответить

Ааххаха, эту памятку бы на стол Солженицыну, когда он свой опус про гулаг писал , там строго каждый пункт соблюдён

+3
Ответить

А где пункт "Мне нравится"?

А то создаётся такое ощущение что копипаста, причем неполная. 

Вполне возможно так и есть...

0
Ответить

Олег, мне страшно приятно, что это похоже на копипасту. 

Это мой текст, написан эксклюзивно для этого ответа. Импровизация. Гадом буду, гугл вам в помощь.

+10
Ответить

Понимаете ли, у каждой копипасты есть автор. К вашим услугам.

+4
Ответить

Василий Печак но всё же где пункт "Мне нравится"? Именно этот момент (отсылка на отсутсвуюший пункт) и возбудило некоторые подозрения... Дописывайте срочно!

А вообще надо посмотреть... В Мире Фантастики была статья на схожую тематику... Давно читал...Надо вспомнить в каком номере...

-1
Ответить

Что до пункта "Мне нравится" - это пункт "Вся критика делится на Мне нравится и не конструктивную". Это не отсутствующий кусок.

0
Ответить

Я догадываюсь, что такая статья уже была в Симпсонах :) Это все слишком типично.

+4
Ответить

И где это в ответе? 

Во я придрался то))) В целом то ответ неплох... Хотя и есть кое-какие "белые пятна" (дополненные Rem, но и с ними далеко не все моменты освещены)

-3
Ответить

В самом начале. В биполярном мире.

0
Ответить

В самом начале. В биполярном мире.

Точно. Извини....

Но ту статью в МФ мне надо будет потом найти.))) Щас сайт просто в этом отношении запороли МФ-шники... Придётся старым дедовским способом... Искать в моей коллекции бумажных журналов... Заодно и всю серию статей про "Советы начинающим писателям" перечитаю... Насколько помню их писали вполне неплохие авторы... Генри Лайон Олди вроде...

Спасибо!

-1
Ответить

А что если Симпсоны уже были в Футураме?

+1
Ответить

Огромное спасибо за этот ответ, он заставил меня снова поверить в свою адекватность. Полгода назад парень дал мне почитать свою книгу. Позже меня обвинили в отсутствии вкуса и неконструктивности, и "наказали", ограничив доступ к шедевру. Основные косяки на мой взгляд были вот в чём:

1) Главная героиня - Мэри Сью. Описанию её внешности он уделил отдельную страницу, характера же нет, просто нет. Клише-тяжелое-детство. ГГ заявлена как гений, но оправдывает это звание только гениальными затупами и не менее гениальными односложными диалогами.

2) Максимум драматик и пафос в каждой главе, каждое действие насыщено флешбэками, каждый взгляд "глубокий".

3) Всё выглядит как солянка-пересказ сюжета игр в которые играл писатель.

Как выяснилось позже, критика принимается только в виде "Как можно? Нет, ну как можно... Как можно так классно писать?" от подружек и друзей, и зовётся истинным конструктивом.

+2
Ответить
Прокомментировать

Василий Печак написал просто прекрасный ответ. Маленькие дополнения:

Начинающий не знает нюансов

Поэтому он не может выразить оттенками сложные и противоречивые устремления героев, тенденции в обществе, адаптацию к обстоятельствам. Ему нужен контраст — только Абсолютное Добро против Всепоглощающего Зла. На какой же мы будем стороне? Оставайтесь с нами — и Вы узнаете!

Долой красоту!

Если начинающий не хочет тратить время на эпитеты, или в них не умеет — он не опишет ничего вообще. У него какой-то персонаж пошёл и сделал что-то с другим персонажем и возненавидел третьего — и хорошо если пояснят, что оно женщина или мужчина. Фантазии читателям не занимать, они дорисуют весь мир целиком.

Пафос

Всякое событие грандиозно, каждое изменение происходит сразу со всей Вселенной, каждый герой самый отважный и безмозглый, каждая война — это Война Миров, или битва старого порядка с новым.

Вайрфреймы

Будем называть явления вместо того, чтобы их показывать. Интерьер наводил на мысли о Средневековье. Какие именно мелкие детали туда наводили, автор придумать не может. Просто — ну создалось ощущение. Она его полюбила всею душой. Автор сказал — ему виднее. Какие-то маленькие признаки чувства, оттенки переживаний — сложнааааа.

Механика

Сюжет — это главное, а значит, нас не интересуют характеры и личность персонажей. Гораздо хуже, нас не интересует и психология. Как автомобильчик в примитивной игре рулит без учёта инерции — так главгерой вписывается в любой поворот вслед за головоломным сюжетом, не зная сомнений, рефлексии, страха, никогда не тупя — человек-глыба. Диалоги будут неестественны, решения ничем не объяснены, разве что склонность к агрессии нам спишут на травмы детства. Кроме принципов психологии, нас ещё не интересуют законы физики, они только мешают. Ещё биология — сцука, подбешивает, но героям нужно совершить 55дневный переход, а откуда они будут брать пищу, или — сложнее — питьевую воду, то нам неведомо.

Статичность

Когда весна сменяет зиму (или просто приходит), на лужах лёгкий ледок, по реке, возможно, ледоход, и вообще, что-то незаметно, что зима готова быстро сдаться. То ли дело наш герой — или он не меняется вообще никогда, или меняется — вдруг. Нет переходных состояний, нет душевных движений. Следуя его примеру, весь мир тоже меняется гигантским скачком — народ целиком меняет мнение, замок вчера был как новенький и сегодня распался от старости

Повторное использование переменных

Когда начинающий пытается написать сцену или нарисовать характер, он обычно скатывается к стереотипам. Его описания уже были в куче книг (и даже фанфиков!), а его характеры и судьбы списаны прямо у Шекспира.

Rem Qvadriga 🤐отвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
19
-1

Все шекспировские характеры уже были в Симпсонах.

+9
Ответить

Ахаха, точно!

+2
Ответить

А можно вопрос? Как часто Вы находите (находили) признаки графомании в своей прозе?

0
Ответить
Ещё 21 комментарий

Признаков прям графомании я у себя почти не нахожу, потому что у меня ее нет. Мне процесс написания текста доставляет такой дискомфорт, что я стараюсь писать как можно меньше. У меня внутренний цензор так орет, что мне проще не писать вообще.

А детских болезней, естественно, чертова пропасть. Все мои вещи от 12 до 27 лет представляют собой сплошную болезнь. После 27 начало проходить, хотя я все равно результатом недоволен.

+6
Ответить

Пафос, красивости, статичность персонажей, неизвестные автору реалии, штампы, ляпы, нежелание редактировать - вот это все.

+4
Ответить

Редактировать страшно, а ну как придётся 60% текста выкинуть? (И переписать?)

+1
Ответить

Да не, редактировать не страшно, редактировать бессмысленно, потому что первоначальная Прикольная Идея мала и убога. 

Из говна что ни лепи, выходит мент.

+2
Ответить

Можно попробовать выехать на зашибенских деталях и на характерах.

0
Ответить

Ворота торжественно распахнулись и из них выехал характер на зашибенских деталях. Они громыхали, царапали асфальт, а за ними семенила собачка породы актерхаар. Эту породу характер вывел сам, тайно, во мраке и преимущественно ночью, накурившись анаши и раскрашивая разноцветными маркерами каждую шерстинку псины в разные цвета. Теперь он ужаснулся содеянному и направлялся в химчистку.

Пройдя пару метров, зашибенские детали остановились.

- Ну, я хотя бы попробовал на них выехать, - вздохнул характер и отвязал актерхаара.

+7
Ответить

Про анашу лишнее.

+1
Ответить

Например, у Monument Valley идея понятная — невозможные фигуры в стиле Эшера. Геймлпей ещё проще: нажимай на каждую встреченную кнопку, заходи в каждую дверь, зажигай каждый фонарь — может понадобиться зажечь два фонаря одновременно, пупырки — двигать, крутилки — крутить. Но тем не менее это настоящее произведение искусства, очень красиво, душевно, с юмором и прекрасно проработано.

0
Ответить

Она хотела встать после ночи.

0
Ответить

…но ночь оказалась вечной.

0
Ответить

Чего-то мне захотелось совместно с Вами какой-нибудь бред написать. Немножко пародийный.

+3
Ответить

Прочитал ответы, пришёл к выводу, что мой опус не так уж и плох (может быть это самовнушение, я не знаю). С графоманией потихоньку завязываю, персонажи - вообще единственное, что мне нравится, борьбы Бобра с Козлом нет. Да я неплохой писатель!

+3
Ответить

Ну как бы бобры и козлы — тоже зверушки. Обычно именно дистиллированная незамутнённость очень плохо влияет на сюжет: когда Бобро Абсолютное и Зло со знаком качества, остаётся лёгкое ощущение, что автор не хочет понимать собственный мир.

+2
Ответить

Ну, у меня нет подобного, у меня просто 30 (хотя куда больше) персонажей, которые презирают друг друга в той или иной степени (в основном), притом ни один из них не является Бобром: какую-нибудь бяку в характере всё равно не скрыть.

Ой, это уже самореклама. 

-1
Ответить

Звучит норм.

0
Ответить

Серьёзно?)

0
Ответить

Ну, у меня нет подобного, у меня просто 30 (хотя куда больше) персонажей, которые презирают друг друга в той или иной степени (в основном), притом ни один из них не является Бобром: какую-нибудь бяку в характере всё равно не скрыть.

Прям "Игра престолов"  какая-то  :)

0
Ответить

Ага, только без фэнтези и пафоса.

-1
Ответить

Кстати, Артем, а произведение можно прочесть? Ответ здесь или на altiseu@gmail.com

0
Ответить

Всё - нельзя. Я достаточно часто его переписываю, потому что опыта недостаёт и ошибок очень много, вот только недавно получил более-менее положительные отзывы на одном сайте. Могу скинуть черновую главу, в которой собирался подправить диалоги, но так и не подправил из-за чудовищной лени. Будете читать?

0
Ответить

Это даже лучше! По себе сужу, что начинающий автор очень боится менять сюжет и персонажей, ведь тогда пройдет она, эта вдохновенная мысль и идея. Да и как можно менять строки, в которые вместил свой мир?

0
Ответить
Прокомментировать

Дело не в теме, стиле, подражании. Начитанность, даже грамотность не всегда показатель. Одни чувствуют силу слова, этот тонкий механизм, другие описывают сотнями страниц удивительные приключения, но внимания к слову никакого. Но соскакиваешь с текста не дочитав первого абзаца. Мне кажется, первый подводный камень это самодовольство при первой похвале или даже собственной оценке. Первые опыты стоит безжалостно выбрасывать на графоманские форумы и ждать самых едких замечаний, а не лучшим друзьям. Отобьют охоту? Будущий писатель - это переживет.

6
-1

Вы не раскрыли тему, насколько чувство слова можно развивать.

0
Ответить

Тогда это немного другой вопрос. Я писал об главной ошибке - удовлетворенности своим текстом. Первое дело, нужно попробовать взглянуть на него чужими глазами, беспристрастно, для этого нужно показать чужим людям на растерзание. Многим, лучше умеющим писать. Если повезет профессионалу. Когда сможешь критически на это посмотреть, увидишь чего не хватает: ясности, образности, логики или юмора. Собственный, всегда недовольный критик - самый лучший совет.

0
Ответить

Недовольный критик в недовольном недоумении. Что ж вы, сударь, орфографию не изучали иль с издевкой пишите?  А об главной ошибке вы зря так пишите. Об главная ошибка - писать учится; но в этом мы с вами не виноваты: тому в школе учат

0
Ответить

Только умеющим писать. В этой системе должен быть хоть кто-то с чутьём.

0
Ответить
Прокомментировать

Главная и фатальная ошибка начинающего писателя, особенно современного, в его желании и потугах стать писателем вообще. Книжные магазины уже просто переполнены бесконечными рядами макулатуры низкого сорта. которая стоит больших денег, с красивой обложкой, но по сути- ничего. Пишите в стол для себя любимых, хорошие вещи человечество оценит после вашей смерти

5
-3

Лаконично

0
Ответить

раньше человечество после смерти ценило. Сейчас писак многу-многу развелось, даже роботы пробуют. Пока что хоть и просто отличить мне, Гоголя не читавши( школьная программа - "Неживые души"), мысль человеческую( 9/10), а все ж похоже: до чего похожи.

0
Ответить
Прокомментировать
Читать ещё 3 ответа
Ответить