Как узнать и начать разбираться в мировой истории кино?

821
1
0
16 сентября
10:29
сентябрь
2015

Самый лучший и дешевый способ – прочитайте книжку по истории кино и посмотрите много фильмов разных периодов и стран, о которых в этой книжке написано.

Вопрос, какую книжку читать? Если вы знаете английский и способны осилить на этом языке том или два, то есть простой ответ: американский учебник «Film History» by David Bordwell and Kristin Thompson. Там история от изобретения кино и до наших дней (третья редакция книги вышла в 2009 году), написанная относительно простым языком (учебник для первокурсников), без субъективных оценок и интерпретаций, только кино – технические достижения, принятые практики, индустрия, прокат, и главное, как это всё сказывалось на искусстве. Важно, что в книге изложена история именно мирового кино и, например, Япония там включена в общий контекст (показано как японское кино менялось под влиянием американского и т.д.).

Современных и хороших книг по истории кино на русском языке нет. Есть «Всеобщая история кино» Жоржа Садуля – фундамент ортодоксального подхода к истории кино. Эта книга вышла лет 60 назад, и в ней нет никакой связи с относительной современностью. У Садуля, конечно, можно многое почерпнуть про первые 40 лет кинематографа, но и этот период описан не без ошибок. Кроме того, Садуль допускает множество субъективных оценок (посредственный, проходной и вульгарный) и часто в книге описывает и даже оценивает фильмы по источникам (газетам, каталогам и т.п.) без просмотра самих фильмов. Той же Японии у Садуля, естественно, нет, её как кинематографическую территорию на Западе открыли только в 50-е годы. Другие старые книги на русском: четырехтомник Ежи Теплица и «История зарубежного кино» Колодяжной, Трутко написаны в рамках того же ортодоксального подхода, там разве что чуть больше марксизма-ленинизма (книги-то советские) и новых территорий – восточная Европа, Индия и Япония. Современные русские книги по истории кино тоже от Садуля недалеко ушли – периодизация и основные герои примерно одинаковые, даже субъективные оценки сохранились. Единственное, что появилось в новых книгах, это влияние идей Андре Базена (тоже не очень новых) о двух путях развития кино – реалистическом «люмьеровском» (т.е. хорошем) и формалистическом или эскапистском «мельесовском» (т.е. посредственном). От этих идей историки кино во всем остальном мире давно уже отошли и оставили их критикам, которым не важны объективные процессы.

2
0
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта