Vasiliy Beks
май 2018.
442

Можно ли быть одновременно християнином и буддистом?

Ответить
Ответить
Комментировать
7
Подписаться
4
3 ответа
Поделиться

Вопрос порождает небольшой логический парадокс. 

Христианство, как авраамическая и теистическая религия , признает существование единого „верховного“ Бога (Иеговы, отца Иисуса), и не допускает многобожия.  

Буддизм не является теистической религией и отрицает идею „верховного“ Бога. В статье «Бог в буддизме» в «Википедии» говорится, что сам Будда неоднократно недвусмысленно отвергал идею Бога-творца, отказывался подтверждать любые точки зрения по вопросу сотворения мира и констатировал бесполезность вопросов о происхождении мира. 

«Некоторые теисты, начинающие практиковать буддийскую медитацию, полагают, что понятие божества не является несовместимым с буддизмом, однако мастера буддийской медитации рассматривают веру в Бога как препятствие на пути достижения нирваны — высшей цели буддийской практики»

Несмотря на это, последователи школы Махаяны рассматривают Будду как воплощение Дхармакаи (высшее из трёх тел Будды, абсолютное проявление духовной сущности, сущность мироздания, постижимая только посредством высшего просветления), явившееся в мир для блага всех живых существ, а не просто как обычного человека. Кроме того, некоторые последователи Махаяны поклоняются их главному бодхисаттве — Авалокитешваре (Далай-лама считается его воплощением) и надеются переродиться в его сфере. Это означает, что в какой-то мере в буддизме присутствует идея верховного божества, но не дает повода считать, что школа Махаяны несёт правильное трактование учения Будды. 

Авалокитешвара:

При этом, если рассматривать буддизм не как религию, а как философию жизни с главной целью — избавление от страданий, то это можно совместить с христианством. Но, подходя к делу серьезно, придётся всё равно столкнуться с противоречиями. В буддизме существуют безответные вопросына которые Будда предпочитал не отвечать:

  1. Вечна ли вселенная?
  2. Или она не вечна?
  3. Конечна ли вселенная?
  4. Бесконечна ли вселенная?
  5. Джива (душа) и тело — одно и то же?
  6. Или джива — это одно, а тело — другое?
  7. Существует ли Татхагата (Будда) после смерти?
  8. Или он не существует после смерти?
  9. Или он одновременно существует и не существует после смерти?
  10. Или он одновременно ни существует, ни не существует после смерти?

Христианская философия предполагает ответы на некоторые из этих вопросов. Например, разбор даже одного пятого вопроса создаст дополнительные логические трудности: существуют позиции, где рассматривается человек, как душа и тело (дихотомия), и тело, душа и дух, как высшая частица души, способная к познанию Бога (трихотомия). Насколько я понимаю, понятие «тело» в христианстве подразумевает греховность, а «душа» является вечной и нетленной.

Ответ на вопрос о душе и теле пытаются дать Ветхом Завете:

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою»,— (Бытие, 2:7)

Что можно трактовать, как утверждение, что человек есть душа, которую вдохнули в тело. А значит душа и тело не одно. 

В Новом Завете:

«И потому, как тело мертво без духа, так и вера без дел мертва» (Иакова, 2:26).

«И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (от Матфея, 10:28)

Снова о том, что человек есть душа, а тело в этой цепочке лишнее. 

Написав это исследование о душе с цитатами, я чуть было не забыла, что я пытаюсь сказать — а я пытаюсь сказать, что христианская философия даёт ответы на многие из вопросов, которые в буддизме принято не рассматривать, чтобы не создавать „ложную реальность“. Поэтому, будучи одновременно приверженцем философии буддизма и христианства, как религии, придётся столкнуться с противоречивой ситуацией.

И финализируя свой ответ, вспомнила притчу про двух монахов:

Дело было в дзенском монастыре. Два монаха медитируя в саду, будучи заядлыми курилщиками, задались вопросом, можно ли курить во время медитации. Они договорились спросить об этом у Учителя при встрече.

На следующий день ученики встретились снова.

— Ну и как? — поинтересовался один.
— Я спросил, можно ли мне курить во время медитации, и учитель избил меня палкой.
— А мне разрешил.
Ничего не понимая, монах потребовал разъяснений:

— Но как?
— Я спросил, можно ли мне медитировать во время курения.

Монахи смеются, потому что так и не поняли мой ответ:

Виктория Апрельскаяотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
18
-4
Прокомментировать

Можно вести себя так, что это не будет противоречить ни буддизму, ни христианству: не убивать, не воровать, не развратничать, не употреблять наркотики, воздерживаться от насилия, учиться состраданию и сорадованию к другим людям. Но есть различия в этих учениях на уровне понимания мироустройства. В христианстве принято считать, что у мира есть причина — Бог. В буддизме считают, что у мира нет причины, что мир безначален и бесконечен. В христианстве считается что Бог — абсолютен и неизменен. Также в христианстве такой абсолютной неизменной частицей Бога считается душа человека. В буддизме отрицается возможность существования чего-либо абсолютного и неизменного. В буддизме верят в постоянно изменяющийся ум. Можно защищать и продвигать человеколюбие будучи и буддистом, и христианином, и атеистом. Но не получится одновременно находиться в нескольких противоречащих моделях мироустройства. Чтобы определиться, нужно задавать себе вопросы о мире и сравнивать, какая традиция оказывается ближе к этим ответам.

4
0

Я верю в бога. Мне нужен смысл всего этого.

0
Ответить

Ну во говорят если медитировать то стаешь очень спокоен и умиротворен.

0
Ответить

От чего так? И вообще буддисты говорят избавится от привязаностей. Как это обясните плс на пальцах. И избавляясь от привязаностей разве это не значит отвернутся от жизни? Есть же в этом мире все эти вещи для чего то. Для чего то же человеку даны привязаности любить и т.д, достигать чего то, ставить цели. И разве делать добро людям - не привязаность к идеи?

0
Ответить
Ещё 1 комментарий

Буддисты советуют избавляться от тех привязанностей, которые являются причиной страданий. Это не значит, что нужно перестать жить. Это значит, что нужно перестать создавать проблемы самому себе. Ненависть, жадность, глупость — вот причины проблем, их нужно стараться из жизни убрать.

Если вы верите в Бога, вы наверное можете ответить на вопросы: является ли Бог причиной всего, является целью вашей жизни приближение вашей воли к воле Бога, являетесь ли вы рабом Бога, верите ли вы в душу, созданную Богом. Если вы ответите на эти вопросы утвердительно, то такая позиция от буддизма крайне далека.

+1
Ответить
Прокомментировать

Был такой немецкий монах-иезуит Уго Эномия-Лассаль (1898-1990; о нём см. англ. вики). Он в то же время был мастером дзен-буддизма. У него есть последователи.

Как это возможно? Комплементаризм, согласно которому все мировоззренческие системы, включая те, что называют религиозными, есть методологии достижения уникальных, несводимых друг к другу целей, и эти методологии дополняют друг друга, раскрывая разные аспекты бытия. На Дальнем Востоке этот подход осуществлён в виде сань цзяо.

2
0
Прокомментировать
Ответить