В чем суть индуизма и его отличия от других религий?

1719
3
0
16 сентября
01:02
февраль
2016

Проблема индуизма состоит в том, что десять человек, считающих себя его представителями, дадут, как минимум, сто восемь разных ответов на этот вопрос и будут еще долго гоняться за вами, чтобы добавить что-то еще. Индологи-материалисты не согласятся ни с одним из этих ответов и скажут, что индуизма как единой теологической системы, или религии, вовсе не существует, что это всего лишь некое общее наименование для запутанного клубка верований, существующих на территории Индостана.

И тем не менее индуизм, древнейшая религия мира, – это поразительная мировоззренческая система, в высшей степени рациональная и цельная, поняв которую можно глубоко проникнуть в суть окружающей нас реальности и увидеть общий знаменатель, или универсальные законы, для всех сфер жизни.

Чтобы понять индуизм как целостное явление и не запутаться в многообразии социальных институтов, философских и теологических представлений и рекомендованных практик и обрядов, нужно разобраться в четырех фундаментальных принципах, лежащих в основе индуизма:

1) Принцип духовности сознания, или принцип категорического отличия души от тела.

Сознание во всех его формах и проявлениях – признак присутствия атомарной частицы духа, называемой по-русски душой, а на санскрите - атмой или дживой. Атма – это носитель «я», воспринимающий субъект, и именно атма (душа) является источником сознания в любом теле. Душа кардинально отличается от тела: душа существует вечно, материальное тело появляется на свет, растет, видоизменяется и в конце концов умирает. Душа обладает сознанием, а материя, в том числе и та, из которой состоит наше тело, сознания лишена. Ум, тонко-материальный по природе, является чем-то вроде интерфейса между душой и материальным телом. Душа подобна пассажиру, сидящему в машине тела, которой управляет исполняющий ее приказы ум. Посредством ума душа отождествляет себя с различными материальными телами. Так возникает «материальное» сознание.

2) Принцип иерархии уровней сознания, или принцип постепенности духовной эволюции.

Все души имеют одинаковую духовную природу и в этом смысле равны между собой. Однако духовное равенство не отменяет того, что души в материальном мире находятся на разных ступенях развития сознания – чье-то сознание выше, чье-то ниже, подобно тому как примерно одинаковые люди находятся в разных машинах, и возможности каждого из них разнятся в зависимости от доставшейся ему машины. Отсюда огромное разнообразие теоретических представлений и вытекающих из них практик в разных школах индуизма. Это многообразие возникает в результате признания очевидного факта: все люди разные, но каждому нужно дать некую систему верований и заповедей, которые подходят конкретно ему, защитят его от деградации и позволят эволюционировать. «То, что пища для одного, яд – для другого». Иначе говоря, основатели индуизма хотят охватить всех людей, но не механически, причесав всех под одну гребенку и загнав всех в одну мировоззренческую систему, а предоставив всем, вне зависимости от начального уровня, одинаковые возможности для дальнейшей эволюции. Поэтому людям Запада, привыкшим к черно-белым идеологическим установкам: «Это хорошо, а это плохо, это приведет в рай, а это – в ад», так сложно порой бывает разобраться в индуизме и увидеть в нем целостную религиозно-философскую систему. Десять человек с одинаковыми симптомами болезни получат от западного врача один и тот же рецепт, и те же десять человек, придя к аюрведическому врачу, могут получить десять разных лекарств и десять разных предписаний режима дня, в зависимости от их конституции, образа жизни, деятельности, возраста и проч.

Отсюда принципиально недогматический характер индуизма и веротерпимость его последователей. Часто людьми Запада это воспринимается как некая идеологическая неразборчивость и всеядность, или приспособленчество («инклюзивизм», как называют это явление индологи), но на самом деле этот подход позволяет огромному числу людей с самыми разными желаниями и склонностями продолжать оставаться в пределах социально и теологически приемлемых норм (разных для разных людей) и развиваться в пределах этой системы. Жесткие теологические рамки религий (ортодоксия), возникших на Западе, неизбежно порождают бунт против этих учений, что в конечном итоге выбрасывает людей, не способных следовать этим правилам, за борт религии, превращая их в откровенных атеистов.

3) Принцип высшей цели, или освобождения.

Этот мир создан ради одной цели – помочь душе эволюционировать и в конце концов полностью реализовать свою духовную природу. Это высшее, блаженное состояние сознания, не омраченное страданиями, является высшей целью всех поисков и скитаний души. В конце концов, все хотят счастья, вечного и ничем не омраченного. Достигнув этого состояния, душа обретает полную свободу. Вплоть до уровня человека эволюция души протекает автоматически, под управлением законов природы. Душа переходит из одного тела в другое, более высокоорганизованное и позволяющее ей в большей степени проявлять свое сознание. Человеческое тело является для души чем-то вроде перекрестка. В теле человека душа получает развитый разум и вместе с ним способность делать осознанный выбор - быть кузнецом своей судьбы. Душа в человеческом теле может жить так, что ее сознание деградирует и ей снова придется вернуться в эволюционный цикл, то есть в животное состояние; а может подняться на более высокие уровни существования в этой вселенной, получив тело полубога или обитателя райских планет. Душа может остаться на Земле и снова получить человеческое тело, и, наконец, душа может понять свое отличие от материального тела, покинуть материальный мир и перейти в духовную сферу бытия.

4) Принцип единства Абсолютной Истины и Ее познаваемости.

Конечная реальность, Абсолютная Истина, при всем своем бесконечном многообразии и возникающем в результате этого многообразии форм духовного опыта, едина и до определенной степени познаваема. Высшей формой познания Истины является откровение, а высшая форма откровения явлена в виде священных текстов Вед и других писаний, возникших на их основе. Веды огромны и касаются всех сфер жизни человека, начиная от медицины (Аюрведа) и кончая сложными богословскими текстами, такими как Упанишады, “Бхагавад-гита” и “Бхагавата-пурана”. Однако, чтобы постичь Истину, мало теоретически изучать эти писания. Необходимо следовать определенной дисциплине (той или иной форме йоги), и тогда истины Вед изнутри откроются человеку. В процессе познания человек может развить в себе множество удивительных мистических способностей, однако кульминацией этого процесса является лицезрение Абсолютной Истины (Бога) и реализация своей исполненной блаженства духовной природы.

Из этих четырех принципов логически вытекают все остальные представления, разделяемые последователями индуизма. Самыми главными из них являются следующие:

1) Представление о реинкарнации, то есть перевоплощении души;

2) Существование закона кармы, универсального закона причинно-следственных связей, управляющего процессом перевоплощения души;

3) Концепция майи, или иллюзии, царящей в этом мире;

4) Принцип ахимсы, или непричинения вреда другим живым существам;

5) Представление о дхарме – индивидуальном долге человека, исполнение которого приносит баланс в нашу жизнь и позволяет нейтрализовать карму;

6) Представления о цикличности материального времени и вселенских исторических циклах;

7) Представления о необходимости деления общества на сословия и уклады жизни, которое должно способствовать духовной эволюции человека;

8) Представления о населенности Вселенной и существовании в пределах нашей Вселенной разных рас разумных живых существ;

9) Представления об аде и рае, как особых планетах в пределах этой Вселенной (духовная сфера бытия, согласно Ведам, существует за пределами этой Вселенной);

10) Концепция аватар – особых воплощений Бога, которые приходят в этот мир ради блага его обитателей.

Многие из этих представлений до какой-то степени существуют в других религиях мира. Индуизм отличается тем, что разрабатывает эти концепции до мельчайших деталей, предоставляет инструменты для их практической проверки (как, например, астрологию для верификации существования реинкарнации), делает особый упор на индивидуальной духовной практике, позволяющей реализовать эти истины (а не довольствоваться слепой верой), и подчеркивает роль здорового социума как необходимого условия для духовного развития человека.

Сами индийцы, желая показать универсальный, не сектантский характер индуизма, называют свою религию санатана-дхармой, что в переводе с санскрита означает «вечные законы жизни» или «вечные законы бытия».

63
0
сентябрь
2015

Индуизм - это целый комплекс религиозных практик и вероучительных систем. Общим для него являются концепция Брахмана-Атмана (безличного Абсолюта и одновременно сознающего себя Абсолюта, "души мира" и "вечного Я"), учение о карме и сансаре - законе причинно-следственных связей, перетекающих из перерождения в перерождение, а также вера в различных божеств, так или иначе соотносящихся с Абсолютом (обычно говорят об аспектах или аватарах Абсолюта).

Священные писания, признаваемые всеми индуистами - Веды.

2
0
октябрь
2015

Индуизм основывается на Ведах (Священных писаниях, содержащих исчерпывающую информацию о всем мироздании как о материальном, так и духовном). Веды считаются "санатан" — вечными, и "апаурушея" — не сотворёнными человеком. Т.е. в начале каждого цикла творения (речь идет о миллионах лет), Бог дает эти Веды очередному Брахме (творцу вселенной). Поскольку мы сейчас живем в конце цикла творения, и уже порядком деградировали, то до нас дошла лишь небольшая часть Вед, не более 1 %. Но и это количество исчисляется сотнями тысяч стихов на санскрите. Поскольку Веды написаны на санскрите , а санскрит считается самым сложным языком в мире. То толкуются Веды очень по разному. Отсюда и огромное количество различных учений в Индуизме.

По количеству знаний и древности писаний, Веды не сопоставимы, ни с одной другой религией.

0
0
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта