Чем можно объяснить такую популярность фильма «Зеленый слоник»?

32197
10
0
15 сентября
18:18
сентябрь
2015

У фильма есть своя художественная задача, как это ни странно. Задача - вырвать зрителя из зоны комфорта. Смысл совсем не в копрофагии, расчленении и насилии ( в этом плане ЗСку могут дать фору сотни фильмов ), смысл в том, что на поверхность выведены наши фобии, брезгливость. Сам колорит фильма, теснота и антисанитария, обгаженый унитаз, который чистят столовым прибором, тарелка в которую испражняются, сырость и темнота в которой находятся герои, поданы в гнетущей концентрации, подавляющей зрителя. На этом фоне полный неадекват героев, очень быстро сводящие с ума, относительно адекватного героя Епифанцева. Поведение "Поехавшего" и вопли "Братишки" добивают зрителя, погружая его в хаос собственных табу. Это, можно сказать, насилие над зрителем, совершенно сознательное, эмоционально будоражащее, не оставляющие равнодушным, где поедание кала и насилие, скорее дополнительные, утяжеляющие/добивающие художественные средства.

Феномен популярности кроется в интернет культуре, когда рост соц.сетей привёл в интернет пространство массы, более закомплексованные, сжатые, замкнутые на стереотипах, более опытное интернет сообщество, ценившее интернет как полностью свободное пространство, стало реагировать на "мещанство" провокацией, дабы встретить чужака максимально неприветливо, показать, кто в этом пространстве хозяин. Черный и пошлый юмор, не знающий границ дозволенного, вывернутое во всех подробностях сознание маньяков, извращенцев, прочих маргиналов. Параллельно юные пользователи, быстро акклиматизировавшиеся в такой среде, сформировали свою интернет среду битардов, помогая эти провокации форсить, распространять.

На первое место встало быстрое и яркое эмоциональное восприятие, а не долгий анализ, чтобы "тыркнуло", впечатлило, и максимально быстро, и без особых затрат сил и времени, так как темпы обмена информации резко возросли. Такой контент как ЗС слоник хорошо в эту среду вписался, можно сказать опередив время. Так же стоит отметить фильм "Беспредел" в отечественном сегменте интернета, ну и целый ряд грайдкор и трэш картин 80-90-х годов.

215
2
сентябрь
2015

Для начала нужно уточнить, что в формулировке вопроса содержится «серая зона»: что именно подразумевается, когда идет речь о «такой» популярности? Чем измеряется популярность этого кино? Он включен в список лучших фильмов всех времен по версии журнала «Sight and Sound»? Он занимает первые строчки в списке 250 лучших фильмов по версии сайта Кинопоиск? Про него написана хотя бы одна книга? Никто не говорит, что он непопулярен, но его популярность условна и относительна. Но все же она тем более поразительна, что фильм никогда не издавался на DVD или VHS официально. «Зеленый слоник» популярен как мем: само название располагает к этому статусу. Это тот фильм, про который скорее принято говорить (ради провокации, ради смеха или чего еще), чем смотреть. Более того, это сложносоставной мем, которому соподчинены внутренние мемы, например, «братишка» или «сладкий хлебушек»: сложно сказать, какой мем первичен.

Другое дело, как и почему именно он стал мемом.

Во-первых, очевидно, что он сам по себе очень «мемный» – то есть располагает к тому, чтобы о нем говорили. Западным и в художественном плане более пристойным его аналогом может служить, например, трилогия «Человеческая многоножка»: ее популярность строится примерно на тех же основаниях. В конце концов, слава о «Зеленом слонике» передается из уст в уста, но при этом, повторюсь, далеко не все те, кто о нем слышали, его видели. Это кино, которое необязательно смотреть, чтобы сделать его предметом «фана». Его упоминания очень часто ироничны: в сети почти все прекрасно понимают, о чем идет речь, когда-то кто-то жалуется, что не увидел в списке лучших российских фильмов «Зеленого слоника».

Во-вторых, провокативный фильм может обрести популярность посредством авторитета трендсеттера. Скажем, так в рунете прославился фильм «Свадебная ваза»: одна ссылка в ВК, и бельгийское кино начала 1970-х становится хитом и предметом долгих пересуд. Определенная установка на восприятие фильма и на правильный ракурс дискуссии о нем, даваемая авторитетным источником высказывания, часто делает фильм «мемом». Не знаю наверняка, хвалил ли кто-то из популярных блогеров «Зеленого слоника». Если нет, тогда его устоявшаяся репутация и ценность как «популярного фильма» возрастает в разы – потому что кино стало таковым самостоятельно благодаря его имманентным качествам, а не посредством популяризации авторитетом.

65
4
сентябрь
2015

К остальным ответам (в большинстве своем совершенно верным) хотелось бы добавить, что в "Зеленом слонике" можно - и нужно - искать смысл помимо меметичности и абсолютной бесчеловечности. Наличие такого смысла придает ему популярность среди той части зрителей, которая склонна искать в кинотворениях как разновидности искусства какой-то посыл. Хотя, что уж там, в случае с "Зеленым слоником" любой зритель сначала знакомится с мемами, а уж потом со всем остальным. Но это издержки формы. На мой взгляд, если бы "Слоник" был лишь набором бессмысленных, пусть и смешных, фраз, поедания экскрементов, насилия, крови и убийств, он вряд ли бы стал настолько популярен. "Слоник" - вполне законченное высказывание и логичная история, которая производит (даже без крови и дерьма) очень гнетущее впечатление. В этом плане, на мой взгляд, "Зеленый слоник" можно сравнить с некоторыми фильмами Балабанова, за вычетом того, что он куда более маргинален.

Режиссер фильма Светлана Баскова (другие работы - "Пять бутылок водки", "Голова", "За Маркса..." и др.) - достаточно радикальный художник левых взглядов, и в ее фильмах всегда существует социальный подтекст, выраженный, как правило, в максимально мусорной, трэшовой форме. "Зеленый слоник", по выражению кинокритика Андрея Плахова - "жестокая антимилитаристкая притча". Сама Баскова в интервью высказала ту же точку зрения, называя снятый в 1998-1999 году фильм реакцией на Чеченскую войну.

С одной стороны, антивоенный посыл виден ярко - "Слоник" гипертрофированно изображает, до чего людей доводит власть и атмосфера насилия. Герой Епифанцева, Братишка, на момент начала фильма - относительно нормальный человек, сходит с ума, не выдержав окружающего ада, и становится убийцей. Герои Осмоловского и Маслаева (Начальник и Охранник) - воплощения мерзости власти: один из них пользуется полной вседозволенностью и творит вообще все, что ему в голову взбредет - от лекций про японского адмирала Ямамото до сексуального насилия, другой ползает на коленях перед вышестоящим начальством, завидуя ему и мечтая о его безнаказанности. Герой Пахома, Поехавший - безобидный идиот, которого унижают и над которым издеваются вообще все, и в итоге и он становится чудовищем к концу картины, засыпая среди окровавленных тел (но единственный, кстати, остается в живых). Все герои при этом в офицерской форме. Вполне понятно, при чем тут армия и война.

С другой стороны, по словам той же Басковой, фильм на фоне замалчивания Чеченской войны должен был показать, что говорить нужно обо всем и каким угодно языком: "Фильм был снят настолько искренне, с болью и молодецким задором, протестом, что (возможно) подкупает открытостью и показом того, что существует и другая жизнь". Правда, в том же интервью режиссер через несколько предложений признается: "Я не знаю, почему "Зеленый слоник" так популярен. Правда, не знаю".

Всеми этими пространными рассуждениями я хотел сказать лишь то, что существуют и люди, которые любят "Слоника" не только за мемы, расчлененку и фекалии. Сомневаюсь, что их процент велик, но они есть.

45
1
показать ещё 8 ответов
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта