2882
4
0
15 сентября
17:42
март
2016

Согласно философии Упанишад, все сущее делится на пять нередуцируемых, то есть не сводимых друг к другу, категорий: 1) бессознательная материя, 2) сознающее живое существо (душа, или джива на санскрите), 3) время, 4) карма - влекущая за собой последствия деятельность живого существа в его взаимодействии с материей, протекающая во времени, и 5) Ишвара - Бог, управляющий всем сущим. Первые четыре категории сущего доступны нашему восприятию, пятая - Бог, в данный момент восприятию недоступна. Познать Бога можно только через откровение, о чем свидетельствует опыт мистиков во всех духовных традициях мира, но необходимость Его существования нетрудно вывести логически - без единой сознательной управляющей силы в мироздании царил бы хаос. Постичь сущее во всей его полноте - значит понять эти пять категорий в их взаимосвязи друг с другом.

Четыре из этих пяти категорий вечные, то есть не имеют начала и конца. Это материя, душа, время и Бог. Карма не имеет начала во времени, но имеет конец. Прекращение цепочки кармы, деятельности живого существа, стремящегося эксплуатировать материю, во всех религиях называется спасением, или освобождением. Материя, время и карма бессознательны, то есть не обладают волей, способностью к размышлению и эмоциями. Но живое существо и Бог обладают сознанием, то есть помимо существования (бытия) им присуще также знание. Высшим проявлением сознания является блаженство, или любовь, и это верно как по отношению к Богу, так и к живому существу.

Бог, будучи Абсолютным сознанием, есть Абсолютное (полное, совершенное) знание и Абсолютное блаженство. Красота, гармония, милосердие - все это суть различные проявления блаженной природы Бога. Живые существа, со-природные Богу, в силу своей относительности постоянно ищут долгой жизни, знания и счастья, но могут обрести их, только полностью восстановив свои отношения с Богом.

Четыре первых категории относительные, то есть зависят в своем существовании от пятой, абсолютной категории - Бога, поэтому, если кратко отвечать на ваш вопрос, принимая в расчет только независимую категорию бытия - Бога, - то сущее в своей основе есть Абсолютное бытие, Абсолютное (со)знание и Абсолютное блаженство (красота, или любовь).

116
0
сентябрь
2015

Ваш вопрос очень сложен и склоняет к разнообразным ошибкам, постараюсь сформулировать несколько, на мой взгляд самых ясных (но совсем небезупречных) ответов

1. Перевести разговор к свойству. Слово "сущее" может означать 1) всю совокупность объектов E, которые имеют свойство С (т.е. - сущее совокупность объектов с неким свойством). Свойство обычно выражается глаголом «существовать». Отсюда, разумеется, возникает вопрос: что значит существовать.

Тут тоже много вариантов

а) Существовать значит иметь каузальную силу, т.е. как-то воздействовать на другие объекты.

б) Существовать значит быть воспринимаемым, т.е. то, что никто не воспринимает не существует; (есть мнение, что это просто уточнение необходимой формы каузального отношения из 1)

в) Существовать значит быть значением связанной переменной;

г) Существовать значит находиться в определенное время в определенном месте, не важно, в каком именно и когда (другой вариант, что существует только то, что сейчас есть, не важно, в каком конкретном месте).

2. Развести бытие и сущее, ограничив таким образом область применения понятия «сущее» (часто ограничение объема отождествляется с определением). Сущее, это все, что есть, но само бытие не является сущим, т.е. конкретный стул, стол, а также вообще любые существующие предметы не являются бытием, более того, они не могут просто составить бытие, взятые в совокупности. Для пояснения можно также обратиться к языку: в предложении «Кто ты есть?» Вопрос адресован к сущему, конкретному человеку, а вот «есть» это бытие, которое делает вопрос возможным, но само не может получить ответа указанием на какое-то сущее. Если на вопрос, «Кто ты есть?» Мы получим ответ, к примеру, «Вася», он будет относиться к конкретному объекту – Васе, но не к его бытию. В связи с этим проводят различие между «онтологическим» - относящимся к бытию, и «онтическим» - к сущему. Таким образом, мы получаем нечто вроде: Что есть сущее? - Сущее это все, что есть, но не само "есть".

3. Сущее это предельно общее понятие, потому в его объем входит вообще все, потому его нельзя определить через какие-либо другие понятия.

4. Сущее вообще не есть, т.к. этому слову не соответствует ни один объект в мире. Это как «рпоафвпа».

8
2
сентябрь
2015

Этот вопрос подразумевает одно из важнейших различений в "арсенале" западной философской традиции: различение "бытия" и "сущего". Их надо определять вместе, как две стороны одной оппозиции. Можно сказать, например, что "сущее" это все возможные вещи нашего мира, включая сюда и те которые мы наблюдаем (например, предметы в комнате), и те, которые толкьо можем вообразить (например, микрочастицы); "Бытие" - это некое обязательное условие, которое должно выполняться чтобы они были. Небытия -нет. Есть что-то "есть", знаичт мы имеем дело с "бытием", но не непосредственно с ним. Все вещи "есть" или по крайней мере могут "быть", следовательно, это "всё" должно иметь какое-то место, быть "где-то". И когда человек отвечает на вопрос, где находится это "всё", нужно допустить что етсь какое-то целое, недоступное для нашего восприятия. Всё что мы, разумные существа люди, можем воспринимать, это "сущее"; а оно включено в нечто большее, потому что находится "где-то. И это "что-то" - это общее у всех предметов. Все они так или иначе есть. Вот это обязательное условие "быть" и есть "бытие".

Итак, сущее -то что есть "в бытии" и благодаря "бытию".

Но можно не принимать это древнее и ключевое для европейской философии различение, считая его излишним - ведь всё равно "бытие" недоступно восприятию. Зачем тогда о нём вообще говорить? Достаточно обсуждать то что мы можем так или иначе воспринимать или мысленно представлять себе. Тогда достаточно говорить о сущестововании или несуществовании предметов, и "сущее" в таком случае это просто синоним "существующего".

-2
1
показать ещё 2 ответа
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта