Корректно ли сравнивать понятие нирваны в буддизме с понятием высших измерений в физике? Нирвана — остановка частиц ума в координатах четырех измерений мира.?

440
4
0
15 сентября
09:16
7 августа
23:19

Думаю, что на этот вопрос нет однозначного ответа, но вот что пишет философ и физик Фритьоф Капра в книге "Дао физики", которая как раз посвящена исследованиям параллелей между восточной философией и современной физикой:

Общая теория относительности отказывается от классических представлений о пространстве и времени как о категориях, имеющих абсолютную и самостоятельную природу. Относительны не только все измерения в пространстве и времени, зависящие от передвижений наблюдателя, но и сама структура пространства и времени определяется распределением материи во Вселенной.
В разных частях Вселенной пространство характеризуется той или иной степенью искривленности, и время течет в них с разной скоростью. Таким образом, наши представления о трехмерном евклидовом пространстве и линейном времени ограничены нашим обычным опытом существования в физическом мире и должны быть отброшены, когда мы выходим за рамки этого опыта.
Восточные мудрецы тоже говорят о выходе за пределы своего опыта при переходе к более высоким состояниям сознания. И они признают, что одной из неотъемлемых характеристик таких состояний сознания становится кардинально иное восприятие времени и пространства. Они подчеркивают, что медитация открывает им путь за пределы обычного трехмерного пространства, и особо упирают на то, что при этом меняется привычное ощущение хода времени. Они утверждают, что вместо линейной последовательности мгновений они имеют дело с бесконечным,безвременным, но меняющимся настоящим. 
8
0
декабрь
2015

Нет.

И нирвана - не остановка "частиц" ума. Что такое "частицы" в вашем вопросе?

Нирвана (нипбана на пали) есть субъективная свобода от страдания и глупости.

Например, когда вас "отпускает" какая-то напряженность, злость и заблуждение, вы испытываете момент, отдаленно похожий на нирвану.

Это не физический, а скорей психологический процесс, поскольку она достигается методами работы с сознанием и самой жизнью человека.

4
6
декабрь
2015

Как справедливо заметил MIKHAIL SELEZNEV, ниббана - это "субъективная свобода от страдания и глупости". Это, в буквальном переводе, "угасание пламени". Имеется в виду пламя страстей, желаний и ложных воззрений. То есть рассуждения о том, что есть ниббана с научной точки зрения в общем-то бессмысленны, так как это можно понять только на личном опыте

В разговорах про ниббану, имхо, главная проблема - попытка выяснить реальна ли она, измерить её физические свойства. которая происходит из страха потери личности, страха "окончательной смерти". Ведь в основном когда мы говорим о ниббане мы говорим о прекращении новых рождений. Что приводит к мнению о том, что ниббана есть некая окончательная смерть, аннигиляция.

Одно из фундаментальных воззрений буддизма - анатта (на санскрите анатман), то есть представление об отсутствии индивидуальной души, иллюзорности представления о "Я". А именно цепляние за собственную личность и порождает все эти поиски реальности ниббаны: ведь я же не умру, ведь правда?! Ведь это просто такое необычное физическое состояние, отличное от обычного сансарного?! И т.д.

Проблема в том, что полное и безусловное понимание анатты, то есть полное отбрасывание представления о "Я" доступно (по крайней мере в тхеравадинской традиции) только полностью просветленному, то есть араханту. Арахант после достижения просветления чувствует ниббану. Остальные люди могут только рассуждать о ниббане.

-1
3
показать ещё 2 ответа
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта