Реально ли так вреден Red Bull?

383
1
0
15 сентября
01:53
5 июня
02:03

Если кратко - нет, вред энергетиков - миф, придуманный черными пиарщиками на волне ГМО-паники и некоторых ошибок руководства Рэд Булла.

В принципе считать современные энергетики вредными глупо как минимум потому, что они - это просто лимонад с кофеином, как бы нам ни пытались рекламой доказать обратное. А никому ведь не приходит в голову запрещать детям такой "страшный яд", как растворимый Nescafe, например. Ну кроме омских птиц из Вологды, которые в 2015 году запретили продавать в регионе кофеинсодержащие энергетики несовершеннолетним :)

Разразилась эпопея с "вредом" Ред Булла недавно, но всё никак не утихнет. Чтобы понять ее, надо зайти издалека. Началось все с того, что Дитрих Матешиц (основатель Red Bull GmbH) фактически украл идею и модель работы у The Coca-Cola Company. Он вдохновился их политикой настолько, что копировал все со швейцарской точностью.

А фишка в том, что Coca-Cola, сегодня известная как сладкая газировка, изначально продавалась как энергетик, причем в аптеках. И это неудивительно - на момент старта  в её рецепт входил экстракт коки, т.е. неочищенный кокаин (на тот момент ещё не запрещенный). "Кокаинум"© даже запечатлен в названии напитка - "КОКА-Кола". Они с этого начинали, вот и Дитрих решил не мудрствовать лукаво, а просто повторить пути кумиров.

После запрета кокаина Кола быстро переориентировалась, а на рынке легальных стимуляторов возникла ниша, которую заполнил уже привычный нам кофе. Он быстро стал традиционным напитком во всех тех странах, где раньше бушевала кокаиновая "эпидемия". 

Точнее, он и раньше  был в фаворе, но только в 1920-30-х производство кофе после замены рабов на плантациях сельхозтехникой подешевело настолько, что из деликатеса тот превратился в общедоступный напиток.

К середине 1970-х разразилась паника по поводу "вреда кофе", уже давно утихомиренная и опровергнутая по всем пунктам. Началась она с "гениальной" идеи примерно такого формата:

Это сейчас кажется бредом, а на тот момент это было актуально благодаря активизировавшимся графоманам, фрикам от науки, которые решили запугать людей уже давно заглохшей шумихой. Основным лейтмотивом было параноидальное отношение к еде - мол, мы тут едим все исключительно яд и даже не знаем об этом, как было с пресловутой кокаиновой Колой.

И тогда на сцену выходит Матешиц, берет экстракт из кофе, т.е. кофеин, смешивает  с лимонадом, разливает по бутылкам и вот так просто начинает продавать, назвав получившуюся шнягу Ред Буллом. А чтобы дистанцировать свой кофейный экстракт от кофе, которого начали побаиваться, он придумывает легенду - мол, путешествовал по Азии, смотрел, что индейцы, приняв отвар из тамошних растений, подолгу не спят, [утрирую] живут по 100500 лет, жонглируют быками и члены до горизонта отращивают. Ну и он типа решил подарить это открытие миру...

Цены, естественно, задрали, а перепуганный кофе народ начал покупать энергетики, которые от этого кофе технически отличались ровно ничем. Позже, к середине девяностых-началу нулевых, когда паника по кофе улеглась и его начали снова активно пить, забивая на непомерно дорогой Ред Булл. Даже самая крутая реклама и увековечение энергетика в классических культурных достояниях вроде культовых фильмов, не помогло особо поднять продажи. Надо было поднимать прибыли.

Так что в итоге ребята из руководства РБ прохавали "маркетинговые скрепы" Кока-Колы полностью. И начали выпускать напиток с экстрактом коки. Ну вы поняли, прям по канону, как отцы-основатели. А кока - вот незадача - уже вполне была запрещена в большей части мира, потому что на улице были не 1820-е.

Кокаиновая Red Bull Simply Cola родилась (не обкакайтесь) в 2008-м году. И в русскоязычных странах почти никому она неизвестна, т.к. просто реклама не дошла - меньше чем через год их спалили, и лавочку пришлось поспешно прикрывать и собираться в тюрьму. Но они отмазались, нашли крайних, выдали на линчевание толпе пару латиносов - в общем, правдой-неправдой выкрутились. Однако, амбициозное производство загнулось, а с ним - и репутация бренда. Хотя сегодня она более-менее восстановилась. Чудеса пиара!

Думаю, в этом кокаиновом деле не обошлось без усилий The Coca-Cola Company, увидевших прекрасный шанс потопить зарвавшегося конкурента тем же образом, каким в свое время чуть они чуть не утонули сами. Впрочем, неважно с Колой или без них, главное - суть всей этой шумихи свелась к тому, что у доселе постоянных потребителей возник чуть ли не условный рефлекс: Ред Булл = наркотик, пить его вредно.

Именно поэтому ребята переориентировались на страны третьего мира (в т.ч. страны бывшего советского блока), где о провальном кокаиновом пойле никто, кроме "избранных", не слышал. 

А вреда на самом деле от обычного Red Bull было и есть не больше, чем от напитков "Буратино", "Дюшес" или "Байкал". Впрочем, как и пользы (ну, не считая того инцидента с кокаином). Просто впаривали людям пустышку. Прямо как в "Тресте, который лопнул":

Поэтому, повторюсь, оснований считать Ред Булл вредным / полезным - не больше, чем для аналогичного отношения к газировке, шоколаду или эскимо. Относитесь к нему, как к кофе с лимоном - он примерно что-то такое из себя и представляет на самом деле.

P.S. Именно так "невидимая рука рынка" и управляет вашей жизнью. Заставляет бояться энергетиков, например, или мичуринских томатов - когда надо поднять прибыли одним и придавить других. Или обожать всё, что имеет приставку "эко-" и выискиваить в панике безглютеновые продукты, которые на практике ничем не вреднее и даже полезнее глютенсодержащих. Покупать беспонтовый зеленый кофе, крем для увеличения груди и уменьшения живота, целлюлита и очистки ауры...

Это современный вариант войны за ресурсы. Только вместо государств между собой воюют корпорации, солдатами стали улыбчивые актеры, а полем битвы - рекламные ролики. Ну а люди, не связанные с рекламой - несчастные жертвы среди мирного населения :) Хотя цель все та же, что и у традиционных войн - поднять бабла.

5
0
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта