Вторая часть вопроса заключается в формировании бюджета и "своеобразной" системой экономики РФ. Ответ будет несколько сыроват, потому что тема достойна кандидатской диссертации, если описать во всех тонкостях, но я остановлюсь на том, что по моему мнению и мнению некоторых сотрудников кафедры сырьевых рынков НИУ ВШЭ является наиболее значимым.
В дальнейшем нам понадобится такой термин: "федеральная программа развития...(username)". Эти программы направлены на развитие удаленных от центра регионов, поддержку социально незащищенных слоев населения и т.д. Все эти программы крайне дорогостоящи и финансируются из бюджета. Как и зарплаты работников бюджетной сферы (учителей, врачей, депутатов, работников паспортного стола), индексация пенсий (из-за чего между минфином и минэкономразвития идут постоянные споры), стипендии студентам, строительство дорог и прочие жизненно-необходимые проекты.
Очень большую часть этого самого бюджета составляют доходы от продажи нефти (как именно государство зарабатывает на торговле энергоносителями, если все нефтяные компании по уставу частные, можно посмотреть в любых открытых источниках).
При планировании бюджета всегда закладывается базовая цена на нефть, поскольку, грубо говоря, его половина будет состоять из средств, полученных от продажи этого самого ресурса. Для успешного функционирования государственной машины и роста ВВП на уровне стран БРИКС было необходимо, чтобы нефть стоила дороже определенного уровня (если не ошибаюсь в 2013 году было $105). Если нефть стоила дороже этого уровня, то избыток направлялся на различного рода инфраструктурные проекты, в том числе и федеральных программ. Для краткости примем, что уровень роста сопоставимый со странами БРИКС необходим для того, чтобы привлекать достаточное количество инвестиций из-за рубежа. Но экономике объективно необходим более высокий рост, так как страна все же обладает колоссальным потенциалом. Вот для обеспечения этого роста и необходимы эти самые федеральные программы, финансирование которых осуществляется исключительно из доходов от продажи ресурсов.
Проще говоря, если нефть дорогая, то у нас есть деньги на рост, если нефть дешевая, то государство будет не в состоянии выполнять взятые на себя обязательства. Соответственно, за падением цен на нефть последует оптимизация бюджетных расходов, что приведет к сокращению расходов на образование (всегда страдает первым), инфраструктуру, медицину, военных расходов (но они сейчас в приоритете, благодаря определенным событиям и людям). Доходы работников бюджетной сферы тоже сократятся/сократится количество работников бюджетной сферы. Все вместе приводит к сокращению потребления, что в макроэкономике называется "шок спроса", а дальше по цепочке.