Александр Жирнов
30 апреля 13:42.
146

Откуда пошёл миф о высокодуховности древних греков?

Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
1
3 ответа
Поделиться

Господин выше использует христианскую жизнеотрицающую риторику против греков. Типично. Не поддержу.

«Духовностью» принято называть некую христианскую отрешённость от реальности. Она зародилась именно у греков. Также под ней понимают христианское же познание реальности через контакт с небесным веданием напрямую. И оно придумана в Греции христианином до Христа, как его называют — Платоном.

Но лишь часть греков изобретала основы христианства и отрицала реальную жизнь. Вторая половина была материалистична, «греховна», как её называли бы любители умервщлять плоть, приземленна.

Григорий Блюдцевотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
9
Прокомментировать

о развитии греческой мысли, греческой культуры, греческой цивилизации много слышал и читал - да это вообще общеизвестный факт - огромное число понятий и терминов к ним, наук, направлений философии зародилось именно там - от начальных, фундаментальных вопросов политики, от демократии, от математики, логики, физики, метафизики ( и еще уйма дисциплин, которые открыли, начали развивать, обобщать, классифицировать, систематизировать древние греки) , до трагедии, комедии, стихосложения, баснетворчества, театра, спорта, других индустрий зрелищ.
Другое дело, что высокодуховностью это назвать будет не совсем верно - это немного разные стороны движения: духовность связана с развитием духовной природы человека, а греческая цивилизация больше связана с развитием в человеке его мыслительных, чувственных, волевых способностей, что не является одним и тем же. Да, греки на фоне других народов выглядели как образец, как свет для мира - даже в Библии, когда апостол Павел писал свои послания христианской церкви ( 2000 лет назад) он называл Еллинов мудрецами, однако мудрецами мира сего, которые лишь на фоне невежд выглядят привлекательно. Однако на фоне скрытой, небесной мудрости они являются безумцами, гордецами. Именно поэтому греческая цивилизация окончилась процессом падения. 

19 Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну.
20 Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?
21 Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих.
22 Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ( греки) ищут мудрости;
23 а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие,
24 для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость;
25 потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков.
(1Кор.1:19-25)

Мудрость греков не спасла их от падения, от их пороков - есть даже такой труд, который называется Речь против Эллинов. Татиан. В нем автор высмеивает грехи греческих мудрецов и разоблачает тщету греческой мудрости:

Поэтому я отказался от вашей мудрости, хотя весьма славился в ней. Вот как говорит комик о ваших мудрецах: "Это бесплодные виноградные лозы, болтуны, собрание ласточек; исказители искусства". Ревнители этой мудрости кричат во все горло и каркают подобно воронам. И в самом деле, красноречие вы употребляете на неправду и клевету; за деньги продаете свободу вашего слова и часто, что ныне признаете справедливым, то в другое время представляете злом. Поэзия служит у вас к тому, чтобы изображать битвы, любовные похождения богов и растленность души.
2. Что хорошего приобрели вы от философствования? кто из отличавшихся в нем был чужд тщеславия? Диоген, который хвастался своею бочкою и хвалился воздержанием, съел невареного полипа, и пораженный болезнию внутренностей, умер жертвою невоздержания. Аристипп, ходивший в пурпурной одежде, согласно своему убеждению, вел распутную жизнь. Платон философ был продан Дионисием за обжорство. Аристотель, который неразумно положил предел Провидению и ограничил счастие теми предметами, которые ему нравились, вопреки долгу наставника, слишком льстил Александру, забывши, что он еще юноша; и этот ученик, вполне согласно с уроками Аристотеля, заключил друга своего как льва или леопарда, и так возил его с собою за то, что тот не захотел воздавать ему поклонения. Точно также он следовал наставлениям учителя, когда показывал на пирах мужество и храбрость и пронзил копьем самого дорогого друга своего, а после того плакал и >лишал себя пищи, под предлогом печали, чтобы не подвергнуться ненависти близких своих. Смешны для меня и нынешние последователи его учения; между тем как утверждают, что Провидение не простирается за подлунные вещи; они будучи ближе к земле, чем луна, и находясь ниже ее орбиты, берут на самих себя попечение о том, что оставлено Провидением. По учению Аристотеля не могут быть счастливы те, которые не имеют ни красоты, ни богатства, ни здоровья телесного, ни знатности. И такие-то люди пусть считаются философами.

5
Прокомментировать

Не слышал такого мифа. То, что древни греки ценили философию, науку, искусство - это не миф, а факты. А что такое духовность применительно к древним грекам - спросите у тех, кто вам рассказал миф)

Fyodor Krasheninnikovотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
3

Ну так и в чем вопрос-то?(

0
Ответить

Александр, полагаю, что эта мысль существовала ещё в Античности. Некоторые древнеримские авторы сравнивали между собой более духовных, но слабых греков и менее духовных, но сильных римлян.

Свой вклад в развитие этой идеи внесла и эпоха Возрождения, когда высокодуховная Античность стала противопоставляться упадочному Средневековью. По крайней мере, века с XIV. Уже у Петрарки есть подобные мысли.

0
Ответить
Ещё 1 комментарий

Fyodor Krasheninnikov, я выше привёл вопрос, который и послужил отправной точкой моему собственному вопросу. Но я не первый раз сталкиваюсь с такой точкой зрения, поэтому и осмелился назвать это мифом.

0
Ответить
Прокомментировать
Ответить