Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Великобритания отказалась признавать дипломы российских вузов. Что будет дальше с системой международного сотрудничества в образовании?

ОбразованиеПолитология+4
Владислав Чальцев
  · 5,9 K
Директор Института развития образования НИУ ВШЭ  · 28 апр 2018

Первое, что у нас есть — заявлений ни от университетов, участвующих, например, в программах двойных дипломов, ни от официальных представительств, организующих сотрудничество организаций образования, у нас нет. Все опираются только на высказывания нашего российского посольства в Великобритании. В этом плане информацию достоверной считать нельзя. Более того, согласованные двойные дипломы уже прошли международную аккредитацию. И те дипломы, которые выдаются вузами Великобритании, признаются, как и признавались. Российские дипломы по отдельным программам также все еще признаются.

Каждая программа проходит долгую процедуру признания, автоматически наши дипломы нигде в мире не признаются. Это очень долгая процедура: сверка по качеству, по часам, преподавателям, достижениям учащихся и так далее.

Я к этой информации отношусь как к новости, неубедительно инициированной со стороны российского представительства. Никаких угроз для того, чтобы студенты, получающие двойные дипломы, так или иначе были не признаны, я не вижу. Это все лишь нагнетание политической напряженности.

В моментах, связанных с высказываниями нашего посольства, речь идет о школьниках. Складывается ощущение, что это лишь желание сбить поток российских школьников, которые на летние каникулы планируют обучение языку, культуре и спорту в Великобритании. Сейчас очень много наших учеников летают в Лондон на образовательные программы во время каникул.

На самом деле разрыв сотрудничества виден только с нашей стороны: закрытие British Council и давление на другие программы. Со стороны партнеров это вызвало большое сожаление. Мы сделали это в ущерб себе. Это были программы, которые поддерживали множество интересных проектов в области образования, культуры и науки. Они всегда помогали финансово и содержательно, вносили вклад в новые возможности для российских студентов: участие в международных проектах, встраивание в международную повестку дня и хорошее изучение языка. Это очень непродуктивный для наших студентов, школьников и страны разрыв отношений с российской стороны.

В свое время в рамках Болонского процесса было подписано множество международных соглашений: академическая мобильность студентов, преподавателей, взаимное признание дипломов, распространение программ кредитно-модульной системы с возможностью одновременного обучения в нескольких университетах с выбором курсов.

Чтобы университет, в который зачислен студент, признавал отдельные курсы других организаций, требовалось очень много прозрачных процедур взаимного признания качества. Мы давно перестали пускать к себе международные экспертные комиссии, которые признавали бы качество программ или делали это очень медленно, нарушая договоренности. Четыре года назад мы решили, что, раз мы не можем действовать конструктивно, деловито и соблюдать все договоренности в рамках Болонского процесса, будем продвигаться хотя бы на основе двусторонних соглашений, в первую очередь, с Великобританией и Францией.

В то время активно работал международный отдел Министерства образования и науки Российской федерации, и было заметно существенное продвижение. Это очень кропотливая работа: оценка программ, взаимных комиссий, и она велась достаточно активно.

В новом министерстве эта работа была очень сильно заторможена, теперь ее необходимо восстанавливать. Но для этого с нашей стороны нужно стремление участвовать в конструктивном диалоге, стать прозрачными и идти на все договоренности, дав возможность международным комиссиям признавать качество наших программ образования на основе параметров студентоориентированности, которая сейчас распространяются в университетах Европы и Юго-Восточной Азии. В США это уже давно распространено. В целом, возможно восстановление сотрудничества, но, в первую очередь, с нашей стороны необходимы выполнение договоренностей и открытость к конструктивному диалогу.

Все потенциальные проблемы студентов сейчас появляются только с российской стороны.

Ни разу не встречал российского школьника, который учился бы в Англии. Там вроде только дети казнокрадов учатся/ста... Читать дальше