Владислав Чальцев
апрель 2018.
1430

Зачем объединять площадку и город в единый экзамен для получения прав?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
1
2 ответа
Поделиться
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Это самый большой вопрос, на который мы в профессиональном сообществе не нашли ответа. Сейчас идет реформа образования водителей, начавшаяся в 2014 году. Разработано множество документов, нормативов, новых программ, регламентов приема экзамена. Все они действуют всего полтора года. Все новое и свежее, а, главное, дает свои плоды. Получены такие результаты, которых никогда раньше не удавалось достичь: за три года количество ДТП с участием молодых водителей сократилось на 50%. Зачем кардинально менять курс дающей плоды реформы — вопрос.

Механизм, предлагаемый проектом, подразумевает, что элементы, сдаваемые на площадке, переносятся в реальные условия дорожного движения. Можно смело заявлять, что к этому сейчас никто не готов.

В автошколах так не учат. Чтобы сдать экзамен, надо научиться. Это закон и логика всего происходящего. Наши мастера производственного обучения, которых раньше называли инструкторами, к этому не готовы. В программах их подготовки не заложены эти моменты. Экзаменаторы, кстати, тоже не готовы. Сейчас на этапе площадки они сразу отсекают тех, кто недостаточно готов к выезду в город, а таких практически половина. Люди дальше идут готовиться и дообучаться. Как можно в условиях реального дорожного движения это сделать — непонятно.

Три года назад у нас процветала самоподготовка, люди сдавали экзамен без обучения в автошколе. Сейчас появились первые плоды реформы, но вдруг, как гром среди ясного неба, возникла идея, что все надо поменять. А надо ли? Неизвестно.

Нужно ли в городе пробовать тронуться на подъеме или спуске, когда сзади реальные транспортные средства, пешеходы и все прочие участники движения? Покатится ли эта машина назад? Среагирует ли экзаменатор, сидящий на педали? Никто об этом не знает.

Чаще всего говорят о правах категории «В». Понятно, что она самая массовая, но есть же еще и автобусы, и грузовики, и прицепы, сцепленные с грузовиком. Когда пишется, что в городе грузовик с прицепом задним ходом выполняет упражнения для постановки к погрузке-разгрузке на эстакаде, это тяжело представить. Даже на площадке это трудное упражнение, есть помощники, которые следят за безопасностью. Как это будет в реальных условиях? Зачем это нужно отрабатывать на полосе? Автомобилист в целом используют задний ход только в крайних случаях. Как можно отработать его в условиях реального движения, а не, например, на дворовой территории? Огромное количество вопросов, которые можно задавать к каждому пункту текста.

Мы считаем нецелесообразным и несвоевременным превращение огромного количества дорог общего пользования в экзаменационный автодром, на котором ежегодно два миллиона человек сдают различные упражнения. Непонятно, как это возможно технически, а главное, зачем.

Мы много лет говорили о том, что в экзамен необходимо вводить автомагистрали. Сейчас новый подпункт «и» 13 пункта постановления правительства предполагает эту опцию. Но как? Сейчас нельзя начать принимать экзамен на автомагистрали. Можно, конечно, еще и прописать, что мы сядем за руль воздушного судна, проблема в том, что ничего не выйдет, если не научимся. Чтобы принять такой экзамен, необходимо реформировать всю систему: программу автошколы, подготовку инструкторов, экзаменаторов.

Мы были на экзамене в Германии, там каждый кандидат в водители выезжает на автобан. Но перед этим был проведен широкий комплекс мероприятий: принят федеральный закон об автошколах, разработан программы для мастеров. Все они носят статус «учителя по вождению», готовятся два года, чтобы получить профессию, у них принимает экзамен государственная комиссия. Если в ходе работы у мастера три человека не сдадут экзамен независимым экзаменаторам, его лишают лицензии. У нас ничего этого нет, а нормы вводятся. Ответственности автошкол нет, процент не сдавших огромен. Любая идея ничего не стоит без серьезного инструментария по ее реализации.

Наш прогноз, что в таком варианте проект не будет реализован. Он обсуждается, дорабатывается, в него вносятся поправки, он проходит много стадий обсуждения ведомствами, профессиональным сообществом, Минюстом, Минэкономом перед вступлением в действие.

В текущие версии прописаны откровенные ляпы: «движение задним ходом на плоской поверхности». Я не думаю, что в таком виде законопроект будет принят. Отдельно еще стоит обсудить целесообразность смены курса реформы, которая дает плоды. Если бы результатов не было — надо думать, как делать иначе, но ведь аварийность снижается, зачем надо все перечеркивать и идти в другую сторону?

19
Прокомментировать

Я училась на права в Италии, и у нас нет никаких площадок. Всему учат в условиях реального траффика. Сначала просто ездили на пустынные улицы/большие парковки, чтобы выучить базовые манёвры, потом уже катались по городу. Всякие подъёмы и спуски тоже учили на настоящей дороге, парковались между настоящих машин. Всё нормально, без жертв

1
Прокомментировать
Ответить