2880
5
0
13 сентября
11:12
сентябрь
2015

Читать самому. Читать ребенку книги с раннего возраста. Держать книги дома. Больше ничего не надо.

Знакомые мне педагоги рассказывают, что когда родители задают им этот распространенный вопрос, у них спрашивают, читают ли они сами. Обычные ответы: «Да нет, мне некогда», «В школе начитались, хватит». Отсутствует простая причинно-следственная связь: дети подражают родителям. Чтение — это усваиваемый навык, и, как все важные человеческие навыки, закладывается еще в раннем детстве. Перекладывать эту работу на школу, куда ребенок приходит уже семилетним, неосмотрительно.

Если есть ребенок уже старшего возраста, не любящий читать, а вам кажется, что хорошо бы он читать полюбил, стоит предложить ему что-то, что ему понравится, в соответствии с его интересами. И «Гарри Поттер», и «Сумерки» привели к чтению не одного даже взрослого человека.

Школьное преподавание литературы будто нарочно выстроено так, чтобы литературу ребенок никогда не полюбил: начинать чтение нужно не с былин, не с описания сада Плюшкина и не с романа «Отцы и дети», а с чего-то, что связано с тем, что ребенка может волновать. А «Отцы и дети» зазвучат по-другому, если хороший учитель расскажет детям, кто такие нигилисты и существует ли сейчас что-то подобное, почему для Николая Петровича было так затруднительно жениться на Фенечке и почему вообще вопросы брака в дореволюционной России имели такое значение, и предложит придумать условную переписку героев тургеневского романа «Вконтакте» по поводу каких-нибудь текущих событий.

Лев ОборинОтвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
45
2
сентябрь
2015

Ответ на вопрос "как?" в подобных случаях практически всегда базируется на ответе на вопрос "зачем?". Прежде всего нужно понять, зачем, собственно, Вы хотите привить ребенку любовь к чтению. Мне представляется, что существует три основных цели навыка чтения:

1) Техническая. Собственно, уметь читать, причем не по складам, а быстро и при этом хорошо усваивая информацию. Этому обычно все-таки удается научить в школе, хотя некоторая помощь со стороны семьи будет не лишней. Если дело только в этом, то достаточно выросшему ребенку можно вполне рационально объяснить, какие сложности в жизни ему сулит неумение эффективно читать.

2) Информационная или "культурная". Человек - существо общественное и одной из важнейших основ социализации явлется умение считывать разнообразные культурные коды, включая сюда и связанные с художественной (да и не только художественной) литературой. Собственно, именно это является основной целью уроков литературы в школе. На мой взгляд, в современном мире сильно преувеличена ценность самого чтения художественных книг для решения этой задачи. Гораздо эффективнее задачу освоения культурных кодов решают всякие выжимки и статьи из энциклопедий, youtube-клипы, популярные лекции и т.п. Грубо говоря, нужно заинтересовать ребенка в том, чтобы быть информированным, а не в том, чтобы именно читать книжки. Какой способ получения информации он выберет не так уж важно, если этот способ эффективен. Для этого прежде всего нужно быть информированным самому и стараться показать ребенку, насколько это интересно и круто понимать проблемы разного сорта и иметь представления о разных сторонах жизни. Если удастся заинтересовать ребенка получением знаний (это, понятно, очень сложно, поэтому я и пишу так коротко, честно говоря, просто не знаю, как именно это сделать), то дальше само собой придет понимание того, что во многих случаях просто необходимо хотя бы минимальное представление о литературе.

3) Получение удовольствия. Здесь я готов согласиться с ответом г-на Оборина, что для этого нужно подавать пример заинтересованного чтения. Именно заинтересованого. Передать удовольствие от чтения практически невозможно, но можно передать идею, что такое удовольствие при желании достижимо. Лично меня в детстве лучше всего подстегивало полученное от взрослых "это отличная книга, но не для детей", "да ты не поймешь пока". Только спустя много лет я узнал, что на самом деле заметив такую мою реакцию родители потом уже иногда немного провоцировали меня. Конечно, это очень индивидуально, но я думаю, что к своему ребенку можно найти аналогичный подход, если с ним есть хоть какой-то личный контакт (ну, если нет, то всё плохо и уже не до развивания вкуса к чтению). Но все-таки я настаиваю на том, что в отличии от первых двух задач эта последняя не является жизненно важной. Если решены первые две и ребенок (уже, очевидно, не очень маленький) все равно испытывает отвращение к чтению, то по-моему нужно взять паузу и подумать - может быть ему это действительно не нужно.

Мне, как человеку прочитавшему большое количество разнообразной художественной и non-fiction литературы, было бы приятно считать, что человек много читающий более развит, культурен и интеллектуален по сравнению с человеком читающим мало, но, честно говоря, мне не удавалось проследить такой корреляции, увы.

5
0
октябрь
2015

Для этого процесс чтения нужно связать с чем-то приятным, семейным или просто интересным. Конечно, большую роль играет школа, где неумелый учитель может отбить не только желание читать, но и учиться. Но можно, например, устраивать вечерние чтения, где вся семья собирается не перед экраном телевизора, а вокруг книги: кто-нибудь читает вслух, а другие слушают, а потом обсуждают прочитанное. Главное создать живую атмосферу, чтобы ребёнку не просто хотелось слушать, а хотелось и самому почитать вслух.

Это только один из способов. В детстве нам закладывается эмоциональное отношений к вещам и занятиям, а родители на это влияют, передовая своё видение мира и культуры, всех граней жизни.

1
0
показать ещё 3 ответа
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта