Алиса Хохлова
23 апреля 17:46.
907

Какие фильмы, представленные на Московском Международном Кинофестивале-2018, стоит посмотреть?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
5
3 ответа
Поделиться

Я с утра до вечера на «Заводе», поэтому я не следил. Единственное, куда я попал — это «Спитак» Котта (я очень неравнодушно отношусь к этому режиссеру) и на картину, которая не участвует в конкурсе, которую просто привезли с прошлогоднего Берлинского кинофестиваля — «Лицо». Фильм «Лицо» показался мне чересчур назидательно антиклерикальным. Хотя он очень искусно сделан, с точки зрения режиссуры - всё великолепно. Но уж очень какое-то жестокое и однобокое высказывание в некоторых местах по поводу того, что религия — это крайне плохо. Хотя сам я человек нерелигиозный, мне кажется, нужно тоньше.

Что касается «Спитака» — я желаю Котту всяческих регалий и картине — успехов. Чисто по режиссуре фильм достаточно убедителен, что касается самой картины — не совсем в меня попала. Не могу пока понять, почему. Но Котту желаю удачи.

Надо сказать, что ММКФ все больше теряет свою значимость. Он становится все более незаметным событием, что на самом деле не очень хорошо. Все мы помним, что одна из самых знаменитых культурных вех 60-х годов в Советском Союзе — это главный приз фильму «Восемь с половиной» Феллини на Московском фестивале. И от такого масштабного события в истории форума до полузаполненных залов кинотеатра «Октябрь» — это печально.

Что-то неправильное происходит на этом фестивале с точки зрения организации и привлечения к нему внимания. Возможно, в программах есть огромное количество интересных картин, возможно, их нужно просто с утра до вечера сидеть и смотреть, но этого не происходит. Мне кажется, этот фестиваль проходит формально. Нужен другой масштаб, другой антураж, другая яркость.

27
Прокомментировать

«Неаполь под пеленой»

Фильм открытия. В разные годы фестиваль пробовали начинать то американскими блокбастерами, то отечественными арт-хитами. В этот раз нам предлагают срединный вариант. Итальянский турок Ферзан Озпетек известен относительно широкому кругу синефилов. Его «Неаполь под пеленой» — страстная драма, триллер про убийство и расследование.

«Недотрога» («Не прикасайся»)Адина Пинтилие, Румыния/Германия/Чехия/Болгария/Франция

Поскольку Каннский фестиваль в этот раз пройдет не до, а после ММКФ, в программе он представлен только ретроспективно, зато больше места отведено Берлинскому и Венецианскому МКФ. В фильме «Недотрога» — победителе Берлинале — в модном документальном стиле рассказывается о всевозможных табу, прежде всего сексуальных, и о попытках их преодоления.

«Время чудовищ» («Время дьявола»)Лав Диас, Филиппины

Мюзикл Лава Диаса — для его поклонников новое возвращение в прошлое Филиппин, на этот раз в 70-е годы прошлого столетия. Теперь герои постоянно поют, правда обходятся без музыки, так что мюзиклом фильм считается условно. Для тех же, кто только собирается открыть для себя Диаса, это хороший вариант, потому что фильм длится гуманные четыре часа — куда меньше, чем самые известные картины режиссера.

«Моего брата зовут Роберт, и он идиот»Филип Гренинг, Германия/Франция/Швейцария

Это третий фильм Филипа Гренинга, снятый им в XXI веке, но стоит отметить, что каждый из них, включая «Великое безмолвие» и «Жену полицейского», становится сенсацией среди эстетов кино. Если в «Безмолвии» за все три часа герои произносят всего несколько фраз, в новой картине текста (и часто довольно сложного) более чем достаточно, да еще с цитатами и аллюзиями, как положено интеллектуальному кино.

«Лицо»Малгожата Шумовска, Польша

Гран-при жюри Берлинале достался фильму о пересадке лица и поискам нового смысла жизни человека, который слишком заигрался с религией и решил обмануть всех, включая себя, построив вавилонскую статую Иисуса Христа. Польский режиссер Малгожата Шумовска вообще мастер сложных тем, за что ее и любят на больших фестивалях. Сразу после премьеры на ММКФ фильм выходит в российский прокат.

«Молитва»Седрик Кан, Франция

Чтобы закончить с берлинской линейкой на ММКФ — еще одна картина, за роль в которой Антони Бажон получил «Серебряного медведя». Берлин любит поиграть с религиозными темами, и в новой картине перед нами альпийская католическая община со строгим укладом, куда герой отправляется лечиться от наркотической зависимости. Естественно, страсти в общине бушуют не меньшие, чем в секулярном мире.

«Первая реформатская церковь»Пол Шредер, США

Пол Шредер, автор сценариев «Таксиста» и «Бешеного быка», придумал и снял беспроигрышный триллер с политическим привкусом. Итан Хоук играет священника, отважившегося бросить вызов коррупции внутри церкви. Ему помогает вдова недавно умершего активиста (Аманда Сайфред), которой, как и падре, терять уже нечего.

«Милая страна» («Сладостный край»)Уорвик Торнтон, Австралия

Спецприз венецианского жюри достался напряженному триллеру не за красивые виды австралийских красот. Это рассказ о бегстве. Бушмен убил белого человека, героя войны, и теперь должен уйти от погони. Он легко сделал бы это, не будь с ним беременная жена, и вопрос не в том, когда его поймают, а в том, что с этой супружеской парой будет дальше.

«Фокстрот»Шмуэль Маоз, Израиль/Швейцария/Германия/Франция

Еще один призер Венеции — израильский фильм Шмуэля Маоза, критикующий израильскую армию. Родителям принесли похоронку, они отгоревали, а потом поняли, что их сын жив, а погиб совсем другой юноша. Но отец парня, хоть и рад обрести сына вновь, решает разобраться, с какой стати происходят такие ошибки и что вообще творится в израильских казармах.

«Мектуб, моя любовь»Абделатиф Кешиш, Франция/Италия

Как известно, Абделатиф Кешиш добавил к названию своего главного шедевра «Жизнь Адель» подзаголовок «Главы 1 и 2». К этой картине он добавил еще более смелое — «Песнь первая». Фильмы связывает еще и то, что Кешиш выставил на продажу полученную за «Адель» «Золотую пальмовую ветвь», чтобы добрать денег на новую картину. Поэтическое трехчасовое высказывание о любви — это то, что Терренс Малик пытается снять уже много лет, но вряд ли снимет. Жюри Венеции ничего не поняло и наград фильму не дало.

«Барбара»Матье Амальрик, Франция

Фильм Матье Амальрика, который в России, несмотря на весь свой европейский авторитет, большим спросом не пользуется, но все же известен. Это история о методе Станиславского, который в какой-то момент начинает разрушать личность и работать против актрисы, чересчур увлекшейся погружением в роль. Сам Амальрик играет в фильме одну из главных ролей. Его герой пытается понять, кто ему нравится больше — живой человек или фантом известной певицы.

«Неповиновение» («Непослушание»)Себастьян Лелио, Ирландия/Великобритания/США

Чилиец Себастьян Лелио решил поработать на новом фронте и после нашумевшей «Фантастической женщины» (той самой, которая обошла «Нелюбовь» на «Оскаре») снял лесбийскую драму с Рэйчел МакАдамси Рэйчел Вайс в главных ролях. Да еще и религиозный аспект туда замешал, поместив действие в ортодоксальную еврейскую общину. Видно, что у Лелио большие планы. В следующем его фильме «Глория» играют уже Джулианна Мур и Майкл Сера.

«Ню»Ян Гэ, Россия

Российские фильмы на ММКФ всегда отбираются с особым вниманием и часто получают главный приз: «Космос как предчувствие», «Путешествие с домашними животными», «Петя по дороге в Царствие небесное» и т. д. Поэтому очень интригует присутствие в конкурсе режиссерского дебюта актрисы «Гоголь-центра» Ян Гэ, китаянки по происхождению, связавшей свою жизнь с Россией и даже успевшей поучаствовать в шоу «Голос». Сюжет намекает на автобиографичность: китаянка приезжает в Москву искать себе приличного парня (или хотя бы девушку) и усердно выкладывает видеоблоги, потому что личное общение результатов не дает.

«Спитак»Александр Котт, Россия

Второй за два года большой фильм о землетрясении в Армении. Но если картина Сарика Андреасяна была мелодрамой, то работа Александра Котта, вероятно, будет выдержана в более жестком драматическом ключе. Оба фильма были запущены почти в одно и то же время. Сценарию «Спитака» и вовсе более 10 лет, но Котту понадобилось больше времени на сбор средств. Картина претендует на то, чтобы стать одной из главных премьер ММКФ и потенциальным хитом российского кино, хотя русский язык, судя по всему, там будет звучать не так уж часто.

«Офелия»Клер Маккарти, США

История Гамлета выдержала бесконечное количество вариаций. Теперь в конкурсе ММКФ сандэнсовский хит, в котором события увидены глазами Офелии. Ее играет Дэйзи Ридли из «Звездных войн», а королевскую чету воплощают Наоми Уоттс и Клайв Оуэн. Гамлета играет восходящая звезда британского кино Джордж МакКэй.

«Генезис 2.0»Кристиан Фрай, Максим Арбугаев, Швейцария/Россия/Китай/Республика Корея/США

Кураторы ММКФ решили всем фронтом ударить по зрителю якутским кино, чтобы наличие новой волны стало очевидно не только профессионалам. В основном конкурсе — «Царь-птица» Эдуарда Новикова про дружбу стариков с орлом. В короткометражном конкурсе — извращенно жестокое «Счастье» Владимира Мункуева про особенности поведения якутских охранников. Но самый заметный — «Генезис 2.0», конкурсант документального полного метра, совместная работа крупного швейцарского документалиста Кристиана Фрая и Максима Арбугаева, студента Сергея Мирошниченко. За операторскую работу в этой картине Арбугаев получил приз на «Сандэнсе». Фильм в духе Вернера Херцога сталкивает почти первобытных добытчиков мамонтовой кости с миром высоких технологий, где генетики прикидывают, как от клонирования домашних собачек переключиться на доисторических животных.

«Голод»Кеннет Карлстад, Норвегия

Секция короткого метра и особенно международный конкурс — один из первостепенных блоков. Почти все молодые, озорные и агрессивные картины этого состязания достойны отдельного упоминания. Взять хотя бы норвежский «Голод» — рассказ о комплексующем подростке и драгдилере, решенный в стиле параноидальных триллеров Гаспара Ноэ, где больное воображение тесно переплетается с реальностью.

«Извините, я ищу комнату для пинг-понга и свою девушку»Бернхард Венгер, Австрия/Германия/Швеция

Уже по названию понятно, что эта короткометражка — комедия. Парочка из Швеции приехала в горный альпийский санаторий расслабиться, но девушка сразу куда-то исчезает, а парень не слишком старается ее найти. Это пародия и на «Волшебную гору» Томаса Манна, и на «Молодость»Паоло Соррентино, и даже на «Отель „Гранд Будапешт“»Уэса Андерсона. Очень смешно и неглупо.

«Стыд»Петар Крумов, Болгария

Маленький болгарский черно-белый шедевр про юношу, над которым издеваются одноклассники, потому что его мама работает уборщицей в школе. Парень даже не может привести девушку к себе домой, ведь тогда пришлось бы признаться, что у него нет не только собственной комнаты, но даже своей кровати — они с матерью спят на одной. Суровый рассказ об униженном и оскорбленном, который в какой-то момент просто обязан взорваться.

«Об отцах и сыновьях»Талал Дерки, Германия/Сирия/Ливан

«Свободная мысль» — программа, в которой уже много лет представлено лучшее неигровое кино всего мира. Чаще всего это единственная возможность посмотреть эти фильмы в России. «Об отцах и сыновьях» — победитель документального конкурса «Сандэнса», фильм уникальный и настолько невероятный, что в его существование сложно поверить. Автор пробрался в многодетную сирийскую семью сапера «Аль-Каиды», представился сочувствующим и много месяцев снимал, как живет религиозный фанатик, а главное, как он растит своих маленьких сыновей, пестуя в них нужные для боевиков качества. Ребята занимаются спортом, убивают животных и, разумеется, играют в саперов, подражая отцу. Автор мягко показывает, как даже самое радикальное подавление личности все равно не может ее полностью заглушить, и ловит каждое мгновение бунта юной души. Но он и не скрывает моментов, когда дети превращаются в убийц, бросаясь камнями в своих маленьких сестер или делая настоящие, пусть и пока маленькие, бомбы. Зритель переживает странный опыт: он сочувствует этим маленьким сорванцам, понимая, что они вырастут и, возможно, убьют десятки невинных людей.

«Человеческий поток»Ай Вейвей, Германия/США/Китай

Китайский художник, акционист и публицист Ай Вейвей уже давно приобрел статус, благодаря которому что бы он ни сделал, это сразу оказывается в центре внимания. Его новая картина — попытка суммировать страдания за год той части человечества, которая в одночасье оказалась в положении бездомных. Этих людей, по подсчетам авторов фильма, 65 миллионов человек. Кого-то оставила без крыши над головой стихия, кого-то — политические катаклизмы, войны и другие антропогенные катастрофы. Два с половиной часа массового страдания людей из 23 стран — гуманистический вызов, который Ай Вейвей бросает каждому зрителю в уютном кресле кинозала. Вызов, который, вероятно, невозможно принять, но и остаться равнодушным вряд ли получится.

«Одинокая битва Томаса Рида»Фергал Уорд, Ирландия

Война одиночки против системы — частый сюжет для фильмов, но в документальном кино он всегда вызывает особый интерес. Ирландец Томас Рид владеет фермой, построенной еще в XVII веке. Многие поколения его семьи работали на этой земле, на которую теперь претендуют американские капиталисты, желающие построить гигантский завод. Томас Рид неудобен всем, но он решил жить так, словно никакой глобализации нет, и тихо копается со своей скотиной, отвергая заманчивые денежные предложения. Пока он погружен в тишину сельской жизни, за стенами фермы один суд за другим рассматривает вопрос о его насильственном выселении с родной земли.

«Ни судья, ни подсудимая» («И да поможет мне Бог»)Жан Либон, Ив Инан, Бельгия/Франция

Некоторые фильмы «Свободной мысли» оказываются настолько резонансными, что незаметно мигрируют в другие программы, как эта картина, оказавшаяся в авторской подборке Петра Шепотинника «8 ½ фильмов». Героиня этой совершенно безумной черной комедии работает на загадочной должности, совмещающей обязанности судьи и следователя. То есть Анн и выносит приговоры насильникам, ворам и грабителям, и сама присутствует при эксгумациях и других малоприятных процедурах. Ведет она себя невозмутимо, как мисс Марпл, и отпускает циничные шуточки. Анн искренне интересуется экзотическими подробностями работы проститутки-иммигрантки и отпускает остроты по поводу полуразложившихся трупов: «Ой, вы посмотрите, совсем свеженький!» Фильм для зрителя с крепкими нервами и очень хорошим чувством юмора.

«Осел»Анатолий Васильев, Швейцария

Трехчасовой экспериментальный фильм театрального режиссера Анатолия Васильева был впервые представлен российской публике на «Артдокфесте» в прошлом декабре, но то была незаконченная версия, а теперь зритель может увидеть фильм целиком. Это не игровое и не документальное кино, хотя ослы в фильме настоящие и все события тоже. Режиссер делает так, как будто все это постановка на сюжеты мифов с актерами-животными. Это зрелище для подготовленного зрителя, но оригинальностью и своеобразным юмором оно покоряет почти сразу.

«55 шагов»Билле Аугуст, Германия/Бельгия

Знаменитый датский режиссер Билле Аугуст время от времени работает с западными суперзвездами. Хелена Бонэм Картер и Хилари Суонк на экране борются за права пациентов клиник для душевнобольных. Героиня первой как раз является такой пациенткой, ее лечат от шизофрении, накачивая спорными медикаментами без ее согласия. Фильм основан на реальной истории Элеанор Риз.

«Миссис Хайд»Серж Бозон, Франция

Плох тот фестиваль, на котором нет нового фильма с Изабелль Юппер. Здесь она играет скучнейшую училку мадам Жекиль, тихоню, о которую даже ученики вытирают ноги. Нужно, чтобы в эту леди попала молния, чтобы из недр ее немолодой души пробудилась миссис Хайд, которая всем покажет кузькину мать. Ясно, что это комедия, и фильм уже куплен для российского проката.

«Поророка»Константин Попеску, Румыния/Франция

Обязан на фестивале присутствовать и хороший румынский фильм. Желательно, чтобы зрителю пришлось выучить новое имя, сложное для русского уха. Хотя Богдан Думитраке, получивший в Сан-Себастьяне приз за роль в этом фильме, играл в «Смерти господина Лазареску», правда не главную роль. А вот режиссер картины Константин Попеску для многих станет открытием. Фильм рассказывает, как положено у румынов, обыкновенную историю: у счастливой семьи во время прогулки пропала пятилетняя дочь. И понеслось.

14

Спасибо огромное

0
Ответить
Прокомментировать

Фестиваль уже почти кончился, поэтому показанные на нем фильмы придется ловить либо на других фестивалях, либо еще где, тем не менее там показали несколько занятных, на мой вкус, вещей (в основном, привезенных с Берлинского кинофестиваля):

"Моего брата зовут Роберт, и он идиот" Гренинга - трехчасовой трактат о времени и бунте молодости против мироустройства, такой "Бонни и Клайд" с Хайдеггером и инцестом.

"Первая реформаторская церковь" Шредера - сценарист "Таксиста", киновед и давно уже самостоятельный режиссер снял вариацию "Таксиста", но на тему религии, экологии и борьбы за справедливость. Едкая и строгая картина, полная противоположность "Молчанию", как ни иронично.

"Профайл" Бекмамбетова - это кино покажут в апреле, хорошее жанровое кино, десктоп-триллер, основанный на реальной истории про журналистку, которую чуть не завербовали в жены боевиков ИГИЛ.


"Время дьявола"/"Сезон дьявола" Лава Диаса - четырехчасовой мюзикл про Филиппины 70-х, когда вооруженные ополченцы получили власть над деревнями. Зрелище не из простых, но довольно занятно, что Диас показывает, как в песне накапливается историческая и индивидуальная память.


***

Также очень хвалят румынский фильм "Поророка" (учитывая кредит доверия румынам, нет повода не верить), "12-го человека" ("Выживший" здорового человека) и сочный эксплотейшн "Пусть трупы позагорают". Также на ММКФ приехал один из главных хитов Берлинале - четырехчасовой "Слон сидит спокойно", в котором покончивший с собой китайский режиссер рассказывает, насколько бесперспективна жизнь (на мой вкус, сильно переоцененный, но есть и много поклонников).

1
Прокомментировать
Ответить