Как именно государство используют литературу для построения национальной идентичности?

341
2
0
13 сентября
01:33
сентябрь
2015

В идеале государство признает литературу частью национальной культуры и вкладывает средства в ее поддержку и изучение, не налагая при этом на писателей, издателей, преподавателей и литературоведов идеологических обязательств. Или хотя бы не чинит препятствий свободному развитию литературы. Литературные успехи современников, гении прошлого в таких условиях становятся поводами для гордости и радости, не насаждаемых сверху, а возникающих в частном человеческом общении. И в национальную идентичность, чем бы она ни являлась, конечно, входит опыт чтения важных книг на национальном языке.

Если же литература возводится в ранг национальной идеи, она окостеневает и быстро становится одним из инструментов мифологии, а то и репрессий. При этом возникает набор неприкосновенных классиков, отступление от их идеалов и какая-либо их вольная интерпретация не поощряются, а понимание того, что такое литература, утрачивается. Об этом есть занятный роман-антиутопия Всеволода Бенигсена «ГенАцид» (russ.ru), своего рода «451 градус по Фаренгейту» наоборот.

Лев Оборинотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
3
0
сентябрь
2015

Я боюсь ошибиться. Но кажется, что ваш вопрос имеет особый резон именно в отношении Российского государства. Если я прав, то это тем более удивительное явление.

Конечно, никто не станет отрицать поддержку национальной культуры вообще и литературы в частности в государстве Франция, например. Или в США.

Но все-таки есть подозрение, что как-то там это происходит иначе и русского значения вашего вопроса там никто бы не понял.

Больше того, я переверну ваш вопрос: не использует ли/не использовал ли русский литературный процесс идею русской государственности, чтобы оставаться в особом, привелигированном статусе человеческих занятий?

Я не уверен. Но мне хочется ответить - да, использует.

И я даже подозреваю, откуда исторически растут ноги у такой постановки проблемы.

- Они растут из середины XIX века - через Чернышевского, Писемкого, сапоги дороже Пушкина, через "Партийную организацию и партийную литературу" В.И. Ленина - до сегодняшнего дня.

Если дело обстоит так, то государство использует литературу ровным счетом в той же мере, как и литература использует государство.

Это провокационный ответ на ваш, вообщем-то несложный вопрос. Но мне кажется, он имеет право на существование.

0
0
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта