Это очень сложный вопрос, которому посвящено много книг. Но я попробую ответить коротко.
Есть два основных фактора.
Первый связан с событиями Гражданской войны (1861-1865) и последующих двух десятилетий. В 1872 в южных штатах приняли закон о том, что можно сегрегировать школы. В этот период афроамериканцы начали ходить в магазины, рестораны, школы, которые традиционно считались белыми, и то же самое было со всеми учреждениями. Последовало судебное разбирательство, которое дошло до Верховного суда, и суд постановил, что можно создавать «separate but equal» — раздельные, но равные общественные места: например, если школы и магазины будут равными, они могут быть раздельными. Так устоялось разделение школ на «белые» и «черные».
Второй аспект — это привязка государственных школ к месту проживания семьи. К каждой школе относится определенный район, и у каждого ребенка есть только одна школа, которую он по закону может посещать. То есть нет никакого выбора. При этом государственные школы в США в основном финансируется налогами на собственность. В бедных районах школы финансируются не так хорошо, как в богатых: недвижимость дешевле и налог ниже, так что школы получали более низкое финансирование.
В США до недавних пор расовая сегрегация была закреплена законом, и это распространялось на места проживания афроамериканцев — были районы, в которых афроамериканцам нельзя было покупать недвижимость, до конца 1960-х годов. После Второй мировой войны и до 1960-х, во время сегрегации, в США был бум строительства и покупки домов. В то время сформировались многие районы, которые и сейчас разделены по расовому признаку по тем же границам, что при сегрегации. Когда к концу 1960-х афроамериканцам разрешили покупать недвижимость в любом районе, границы уже были нарисованы, разница в ценах на недвижимость закрепилась, школы уже были разделены. Многие семьи даже сейчас не могут себе позволить переехать в школы, которые лучше финансируются, потому что для них недвижимость в таких районах слишком дорогая. Это замкнутый круг: дети из бедных семей и дети из афроамериканских семей застревают в районах со школами с плохим финансированием. Этим детям труднее поступить в университет, у них ниже доход, чем у белых американцев, и их дети тоже остаются в районах с дешевой недвижимостью и слабыми школами. Бедность передается из поколения в поколение, вырваться очень трудно, и это неравенство обусловлено историческим контекстом расовой сегрегации в США.
Государство в некоторых районах предпринимает попытки сгладить неравный доступ к хорошему школьному образованию. К примеру, вводят маршруты школьных автобусов, которые забирают детей из бедных районов, чтобы возить их в государственные школы в более дорогие районы. Это было особенно популярно в 1990-е годы. Статистически доказано, что у детей из неблагополучных районов значительно повышаются шансы на успех в образовании и в карьере, если они учатся в районах с более богатыми школами. Например, восточное Пало-Альто — это район около Сан-Франциско, в котором проживают в основном афроамериканцы, и в этом районе даже нет школы. Детей оттуда возят в богатый белый район на школьных автобусах каждый день.