В чем уникальность The Beatles? Почему их считают лучшей группой всех времен?

10892
3
0
12 сентября
23:13
сентябрь
2015

Если во втором вопросе под «лучшей группой всех времен» понимать «наиболее успешной группой всех времен», то можно объяснить такое утверждение количественными показателями и разнообразными регалиями. За неполные 10 лет существования группы, они записали 12 студийных альбомов (или 13 – смотря что считать за альбом) – более 200!!! песен; The Beatles получили 26 номинаций на Грэмми, выиграв 10, в списке величайших исполнителей всех времён журнала Rolling Stone битлы занимают почетное 1-е место; участники группы были награждены Орденом Британской империи (получили рыцарский титул от Королевы Британии) «за выдающийся вклад в дело процветания Великобритании»; наконец, the Beatles попала в Книгу рекордов Гиннеса как самая продаваемая группа в мире – уже в начале 2000-х было продано более миллиарда дисков и кассет, связанных с именем группы.

Однозначный ответ на первый вопрос дать совсем непросто. Зато становится очевидно, что популярная музыка не может быть полно описана исключительно в музыкальных, эстетических терминах. Безусловно, успех группы во многом обусловлен недюжинным талантом участников коллектива – Джона Леннона, Пола Маккартни, Джорджа Харрисона и Ринго Старра, их трудолюбием, полной отдачей любимому делу музыки, готовностью меняться, привносить в собственное творчество новые элементы. Но все это, на самом деле, никак не может охарактеризовать уникальность «Битлз» – в одном Ливерпуле конца 50-х–60-х годов было множество талантливых, трудолюбивых, новаторских команд. Здесь стоит сказать об особенностях музыкальной среды города. Ни для кого не секрет, что британский рок – это американская молодежная поп-музыка привитая традиционными британскими мотивами. Тем не менее, для описания звучания ливерпульских команд используется понятие Liverpool Sound («ливерпульское звучание»). Ливерпуль – был крупным портовым городом, в который со всего света стекались не только продукты производства, но и песни, музыка (например, ямайская, индийская, африканская). Разнообразные диаспоры, да и просто прибывающие торговцы и моряки, формировали в этом городе тысячи музыкальных клубов особую питательную среду, не исчерпывающуюся исключительно американским попом и британской народной музыкой. Именно в этой среде и варились «Битлз», хотя опять-таки – не только они.

Далее, важную роль в успехе группы сыграло осознание участниками необходимости профессионализации своей деятельности. Приглашение Брайана Эпстайна, владельца магазина грампластинок, на роль менеджера группы стало одним из поворотных моментов истории группы. Он скупал пластики битлов на свой страх и риск, дабы те поднимались в рейтингах, упорядочивал графики выступлений группы, занимался составлением программ выступлений, работал над сценическим образом «Битлз». Здесь мы переходим к еще одной важной составляющей успеха – сценическому образу. Вне зависимости от того, кто придумал узнаваемый образ группы (на это претендовали разные люди, имевшие отношение к группе) – стрижка моп-топ, консервативные черные костюмы с пиджаками без воротников (иногда такие пиджаки называют «битловками»), «приличное» поведение на сцене. Для чопорной Англии, где отношение к музыке зачастую определяется моральным и морализирующим оцениванием музыкантов (например, гастроли молодого, а впоследствии великого, рок’н’рольщика Джерри Ли Льюиса в Британии были сорваны из-за его неподобающего поведения), «Битлз» получили невероятно выгодный ярлык «good-boys», в противоположность плохим парням из Rolling Stones, и сексуально-распущенным чужакам из Штатов. Тем не менее, профессионализация и образ – важные элементы популярной музыки, начиная с 30-х годов, и в этом также нет ничего уникально-битловского.

Еще один аспект, который необходимо учитывать, говоря о the Beatles – это поиск идеального звучания и экспериментирование со звуком и звукозаписью. Джордж Мартин – пятый битл, – продюсер и звукорежиссер группы, сыграл здесь огромную роль (хотя и сами участники с большим интересом пускались в эксперименты, достаточно указать на заигрывание с восточными мотивами во второй половине 60-х Джорджа Харрисона). Мартин, блестяще разбиравшийся в музыке, сделал возможным воплощение многих смелых идей участников группы, причем воплощение, практически идеальное по форме (например, «симфоническая» сторона «Yellow Submarine» или единство «Strawberry Fields Forever», составленной из разных по темпу и тональности частей).

Наконец, говоря о всемирной популярности Битлз и феномене битломании, начавшейся с выступления на шоу Эда Салливана, стоит иметь в виду некоторые исторические обстоятельства, подготовившие почву для самой возможности успеха британской музыки в США. Так, во второй половине 50-х годов, практически все ведущие американские поп-музыканты исчезли со сцены: в 1959 г. погиб в автокатастрофе Бадди Холли, а Чак Берри был приговорен к 5 годам заключения, годом ранее Элвис отправился в армию, Литл Ричард отошел от музыкальной деятельности, став проповедником в 1957 г., Джерри Ли Льюис был подвержен обструкции за женитьбу на несовершеннолетней двоюродной племяннице (конец 50-х иногда называется, по мотивам песни Дона Маклина «American Pie», «временем, когда умерла музыка»). Собственно, этот вакуум на рынке молодежной популярной музыки и был заполнен новой британской рок-музыкой, что впоследствии было названо «Британским вторжением». Хотя «Битлз» и оказались первой британской группой, добившейся вершин американских хит-парадов, они не были единственными.

Таким образом, все указанные причины – среда, талант, трудолюбие, преданность делу, профессионализация, экспериментальность, внимание к образу группы и перфомансу, благоприятные обстоятельства рынка, помноженные на уникальную харизму и личностное обаяние Маккартни и Леннона, – важно учитывать, говоря про уникальность и успешность группы. Можно сказать, что это необходимые элементы величия the Beatles, но недостаточные: многие группы в чем-то могли даже превосходить битлов, но не достигли ни такой известности, ни такого коммерческого успеха. В этом смысле, уникальность Битлз заключается и в том, что нельзя дать исчерпывающего объяснения этой уникальности. Зато так легко можно наслаждаться их музыкой.

115
0
сентябрь
2015

"Битлз" оказались гениальными авторами песен, и, несмотря на отсылки к тем или иным американским авторам и исполнителям (прежде всего Бадди Холли и Литтл Ричарду), не выглядели бледными копиями американских оригиналов, в отличие от более ранних британских певцов. Плюс оптимизм ранних песен, новаторство в работе со звуковыми эффектами и необычными инструментами и доброжелательный имидж. А еще они открыли американцам их собственную музыку: в результате британского вторжения очень многие парни в Америке задумались о том, что раз уж эти островитяне души не чают в нашей музыке и зарабатывают этим, значит, мы тоже можем. Без "Битлз" не было бы ни последовавшего бума отличной британской музыки, ни симметричного ответа Америки, где тоже есть что послушать.

19
0
май
2016

Есть очень остроумные мемуары, в которых написано, что всё творчество Битлз создано Теодором Адорно. Он был музыкальным теоретиком и композитором, но нам известен в первую очередь как социолог из франкфуртской школы. 

Причем здесь он, если мы все таки не верим в ТЗ (теории заговора)?  При том, что в своей книжке он довольно интересно описал музыкальное творчество как социальный процесс, и Битлз очень органично укладываются в его рецепт. Битлз - интересны, в первую очередь, как социальное явление, на котором отпечатались время и идеи этого времени. Кроме того, хороший кругозор и не плохой вкус помогли им выхватывать все, что происходило вокруг, как в музыкальном плане, так и в социальном. Поэтому, выпадая из их контекста, может казаться, что они придумали почти всю современную нам музыку. Кроме того, убийство Ленона дало свои фантики в их пользу (и ТЗ связанную с ним). Все это дает возможность воспринимать их как явление без контекста, и без всего перечисленного там десятка альбомов и миллиарда продаж. Битлз - это часть языка, на котором музыка разговаривает, понятная и доходчивая, без перегибов и с нужными акцентами - все как-то так. 

Лучшая группа всех времен - это в любом случае субъективность, особенно при параллельно с ними творивших Хендриксе и Velvet Underground. 

2
0
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта