Александр Жирнов
22 апреля 09:54.
371

Что символизирует финальный выстрел в «Нимфоманке» Ларса Фон Триера?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
3
1 ответ
Поделиться
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Скрытый за уходом в черное выстрел в финале "Нимфоманки" нужен, чтобы заглушить дьявольский смех фон Триера. В некотором смысле, это не панчлайн для заключительной жестокой шутки хитрого лиса Ларса. Это аналог удара мороженой курицей по голове в скетчах Монти Пайтон. Продолжаем шутку пока она смешная, а когда потенциал иссякает - обрываем на полуслове.

Хорошо, а что это за шутка? Примерно такая же, как и двух предыдущих фильмах: про рациональное и иррациональное. Вся условная трилогия депрессии разворачивается в пространстве либидо и мортидо, на которое наивные мужские персонажи хотят наложить свою рационалистскую лапу. В "Антихристе" Он пытается что-то там проинтерпретировать с позиций психиатрии, в "Меланхолии" мужчины и вовсе просто бегают вокруг и паникуют, парализованные страхом смерти. Но в этих двух фильмах был намного более мелодичный финал, каждый из которых не снимал никакого противоречия, но хотя бы уводил его в плавное затихание.

Финал "Нимфоманки" это не пощечина общественному вкусу, а крепкий кулак, который влетает в лицо всякой попытки рационально осмыслить мир, человека, природу. И ударяет по этой западной рациональности в лице Селигмана именно либидо. Этот смешной и жалкий Селигман, который всю жизнь читал книжки и больше ничем не занимался, оказывается бессилен со всеми своими интерпретациями, аналогиями и остальным. И дело здесь не только в финале, когда он входит в комнату теребя обвисший член. 

Эта шутка продолжается на протяжении всего фильма, когда он вспоминает Баха, рыбалку или Библию - он знает это, но событие которое он пытается вместить в свою интерпретацию всегда больше, сильнее и глубже, чем он может себе представить. За каждой из этих ситуаций жизни Джо - дионисийское нечто, пир вакханок, где нет проклятия эго и иллюзий о каком-то там гуманизме или рациональности. Пусть Селигман и знает всё это, но он этого не чувствует и не понимает. Он отчужден от этого, а вот Джо находится в объятиях этой природной и мифической силы сексуальности. Джо понимает Баха куда лучше чем он, она разделяет с ним ту дионисийскую страсть жизни, переживает мистерии и экстазы не на бумаге, а сама. 

- Но ведь вы перетрахали тысячи мужчин!

Ба-бах!

...and now for something completely different.

15
Прокомментировать
Ответить