Photo by NASA on Unsplash
Michael Ivanov
19 апреля 20:30.

Стивен Хокинг говорит: «Существующая Вселенная сама создала себя из ничего благодаря закону гравитации». Но до Большого взрыва же не было гравитации. Это как?

Конкретно таких слов Стивен Хокинг не говорил, это один из заголовков придуманный журналистами для анонса выхода его книги «Высший замысел» в 2010 году.

Но мы то с вами знаем, что Стивен Хокинг (как и любой учёный в здравом уме), являлся приверженцем инфляционной модели Вселенной, которая базируется на квантовой теории поля и СТО.

Данная модель подразумевает, что существовало некое скалярное поле в котором периодически возникали флуктуации. Но в какой-то момент времени (кхе-кхе, такого понятия тогда не было), флуктуации "наложились" друг на друга и напряжённость поля резко упала. Тогда и появился маленький пузырек нашего пространства–времени, т.е. обычного вакуума, это пространство–время оказалось "немножечко погнутым". Почему? Потому что именно так любая энергия влияет на пространство. Ньютон думал, что гравитация есть сила притяжения двух масс. А Эйнштейн сказал, что гравитация есть лишь гнутость пространства. Если пространство "гнутое" в нем уже запасена какая–то гравитационная энергия, даже если это пространство абсолютно пустое и в нем нет массы.

Так что да, гравитация сыграла важную роль в образовании нашей Вселенной.

Кстати, настоящая цитата, близкая по смыслу к тому, что написали вы:

М-теория предсказывает существование огромного множества вселенных, созданных буквально из ничего. Их создание не требовало вмешательства какого-либо сверхъестественного существа или Бога. Скорее, эти множественные вселенные возникли естественным образом, как следствие физических законов.

Анастасия Березинаотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии

что такое флуктуации?

... любой учёный в здравом уме является приверженцем инфляционной модели Вселенной?! — это было бы так, если инфляционная модель получила бы экспериментальное подтверждение. Пока этого нет и при этом инфляционная модель не лишена недостатков (проблема свободных параметров или начального состояния).  Поэтому любой ученый в здравом уме относится к этому как к модели, и не более того.

У любой модели есть сторонники и критики (противники). И по-моему субьективному мнению, а также мнению ряда ученых, данная модель в настоящий момент времени наиболее точно описывает процесс возникновения вселенной. Кстати, тут можно вспомнить за какое открытие вручили Нобелевскую премию в том году.

"Тем не менее у инфляционной модели Вселенной есть противники, которые считают, что она сформулирована слишком общо, вплоть до того, что с ее помощью можно получить любой результат. Некоторое время эта полемика шла в научной литературе, но недавно группа из трех астрофизиков IS&L (сокращение образовано по первым буквам фамилий ученых — Ijjas, Steinhardt и Loeb — Анны Ийас, Пола Стейнхардта и Абрахама Леба) опубликовала научно-популярное изложение своих претензий к инфляционной космологии в издании Scientific American. В частности, IS&L, ссылаясь на карту температур реликтового излучения, полученную при помощи спутника Planck, считают, что теория инфляции не может быть оценена научными методами. Вместо теории инфляции астрофизики предлагают свой вариант развития событий: якобы Вселенная началась не с Большого взрыва, а с Большого отскока — стремительного сжатия некоей «предыдущей» Вселенной.

В ответ на эту статью 33 ученых, среди которых и основоположники теории инфляции (Алан Гут, Алексей Старобинский, Андрей Линде) и другие известные ученые, например Стивен Хокинг, опубликовали в том же журнале ответное письмо, в котором они категорически не соглашаются с претензиями IS&L"

Это всё не более, чем гадание на кофейной гуще, основанное на косвенных данных. Никто не присутствовал и не знает, как на самом деле. Когда-нибудь, быть может, далёкие потомки будут над всем этим посмеиваться, так же, как мы хихикаем по поводу людей с пёсьими головами или небесной тверди. Однако, тут есть и плюс: хоть и будут посмеиваться, но не в глаза!