VectorStock
Соня Лебедева
19 апреля 18:37.
700

Почему в информационном обществе так мало правдивой информации?

Ответить
Ответить
Комментировать
5
Подписаться
5
4 ответа
Поделиться

Склонность людей к постправде была всегда. Но особенность современной ситуации в том, что в социальных сетях и условно горизонтально устроенных СМИ вы можете писать, читать и ставить лайки тем людям и источникам информации, которые нравятся именно вам. Нынешняя медийная ситуация усиливает постправду, поддерживает и создает крупную проблему. Пропаганда и информационная война были всегда. Они существуют более 100 лет и появились в том же обществе, где были масс-медиа, газеты, позже — радио и телевидение. Особенность нынешней ситуации в том, что вы можете внутри медиапространства и социальных сетей найти для себя комфортную среду, где люди, которых вы читаете, подкрепляют вашу изначальную позицию. Вы можете выкинуть из френдов всех, кто с вами не согласен. Мне кажется, сейчас все этим занимаются на фоне украинского конфликта. По эмоциональным причинам становится невозможно читать людей, которые не согласны с вами и с оценкой действительности в России. Это очень заметно.

В итоге мы пришли к ситуации, где каждый из нас живет внутри медиасреды, созданной интересами больших медийных корпораций, где поддерживается одинаковый хор согласных мнений об устройстве мира. Когда ты сидишь с единомышленниками в соцсетях и видишь сквозь них определенную картину реальности, то достучаться до тебя условным очевидным фактом становится труднее, чем когда-либо. Например, если бы я жил в середине 20 века в Европе после Второй мировой войны, я бы был консерватором и покупал бы консервативные газеты, смотрел бы консервативный телеканал, хотя я бы знал, что существуют другие точки зрения. Даже в газетном киоске мне бы попадалась консервативная газета, где я читал бы про проклятых леволибералов и социал-демократов, которые со мной спорят. Я бы знал, что эта позиция представлена, мне трудно было бы ее принять, но я учитывал бы, что она существует. Мы живем в мире, где людям бессмысленно обмениваться фактами: они заранее известны. Все, что мы можем делать — это поддерживать эмоциональный фон собственной правоты, гладить друг друга по голове и говорить: «Старик я знал, что ты был всегда прав, и я прав, давай пожмем друг другу руки».

Есть известная теория философа Юргена Хабермаса, который предполагал, что разум, знание и истина — это коммуникативный процесс. Много людей, живущих в одном обществе, договариваются друг с другом о том, что они считают фактами, о своих моральных принципах. Это процесс, который не останавливается. Так происходит становление и развитие общества. Хабермас называл это публичной сферой. Я все сильнее ощущаю, что когда он об этом говорил, он имел в виду общественное мнение и публичную сферу. Он говорил про общество, построенное на масс-медиа. Масс-медиа подразумевает, что у вас есть профессиональная редакция, что люди берут ответственность, когда отвечают на вопрос, что важно и что неважно. Большая часть общества профессионально этим не занимается и получает информацию в готовом виде от экспертов.

Сейчас структура общества изменилась под воздействием Facebook и других систем. В эту историю охотно вмешались всякие государственные структуры вроде пресловутых «фабрик троллей», изобретенных в России. Общество к этому не адаптировалось. Оно думает, что мы все еще находимся в медийной и социальной ситуации конца 20 века. На самом деле правила игры очень сильно изменились, но мы еще не поняли, что надо переосмыслять то, что с нами произошло. Случилась некая медиареволюция. Мы ее не очень сильно заметили, потому что были внутри нее. И в итоге, мы не увидели, как общество распалось в результате этого процесса на отдельные сферы, где люди заняты поддержанием собственных верований. Ситуацию с демократизацией медиа и доступности для всех, в том числе с точки зрения контента, мы задним числом критикуем и называем процессом появления постправды.

15
Прокомментировать

Потому что это кому-то выгодно. Если Вам часто врут, понимайте, кому это выгодно. Прежде всего — новости можно продать, а враньё бывает проще сделать, чем настоящую сенсацию. Есть несколько структур, которым выгодно гнуть свою линию путём замалчивания неудобных фактов и тиражирования вранья или удобных фактов — это военные, это КГБ, это религиозные конфессии, это международные корпорации, это мелкий бизнес, это мелкие и крупные коррупционеры, это секты, список неполон. У КГБ и военных всегда есть доступ к прессе, у остальных в основном тоже. Понимаете, современный человек потребляет много информации. Он неминуемо начинает догадываться, что ему МОГУТ врать. Человек в эпоху до интернета вполне мог не верить газетам. Всем оптом. И телевизору. Или верить. Чем меньше человек ест информации, тем реже ему кажется, что ему врут. В наше время гораздо проще человеку залить яд в голову: на каждом крупном ресурсе, включая TheQuestion, на разных сетках, включая твиттер и инстаграм, в соцсетях, включая фконтактег и Одноглазники, сидят несколько специальных человек, которые гнут чью-то линию. Бывает забавно наблюдать, как представитель интересов Думы схлёстывается с представителем интересов местных коммунистов. Чем больше ресурс — тем больше их. Огромная толпа людей заливают про товары и услуги. Обычно это выглядит так — длинный бессвязный коммент про скрепы, про любите родителей и питайтесь правильно, а в конце — а, кстати, вот по этой ссылке наш чудо-препарат.

Пользователю можно написать личное сообщение вBadoo
2

конспирология

0
Ответить

Да, в известной мере. Но на этот раз всё на поверхности, ничего не скрыто. Это примерно как говорить, что нефтяные магнаты лоббируют интересы нефтяных магнатов, а бизнесмены из пивной промышленности — интересы пивной промышленности. НУ КОНЕЧНО они лоббируют, потому что могут, и это выгодно, и это не скрывается. Но тут скукотища, никаких иллюминатов, жЫдорептилоидов и космических лучей.

0
Ответить
Прокомментировать

Потому , что каждый видит то, что хочет видеть, слышит, то что хочет слышать. Мы вообще редко обращаемся к информационным ресурсам с целью узнать новое, чаще всего мы ждем от них подтверждения нашего собственного мнения (да,да, учуял иронию).

 А так, как информацией владеет каждый ежик, то ежики предоставляют информацию, которая наиболее заметна и популярна, ведь ежик не дурак. 

1
Прокомментировать
Читать ещё 1 ответ
Ответить