Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему в России государство не благоустраивает землю у жилых домов, а отдает ее в частный сектор?

ЭкономикаНедвижимость+3
Виктория Воронина
  · 732
президент компании Habidatum, в 2015-2017 годах — декан Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ  · 19 апр 2018

Это не совсем так. Если мы говорим про российские города, то это не государственные земли, не федеральные и не субъектов федерации, а, как правило, муниципальные. И муниципалитеты в этом смысле очень разнятся. Некоторые проводят политику межевания таким образом, что часть земли оставляют себе, а часть вместе с заботой о ней передают собственнику, устанавливая при этом некие требования. В Москве основная проблема межевания состоит в том, что, как правило, оно идет по отмостке домов. В итоге земля у жилых домов, по сути, ничейная, значит, муниципальная, а у муниципалитетов нет ни бюджета на нее, ни понимания, что с ней делать помимо обычной социальной инфраструктуры. Для них она скорее бремя, чем ресурс, а если и ресурс, то, как правило, неконтролируемый, в результате чего на этой земле может возникнуть не укладывающаяся в систему регулирования точечная застройка. В этом смысле приватизация или долгосрочная аренда земли — это, в общем, прекрасная возможность, во-первых, разнообразить ее обустройство, а во-вторых, привлекать какие-то ресурсы, в том числе частные. Москва медленно движется к этому — буквально только что приняли правила землепользования и застройки, вернее, не приняли, но по крайней мере согласились с наличием такого института. Разработка регламентов под него будет продолжаться, как показывает опыт того же Нью-Йорка, где этот процесс идет на протяжении последних ста лет, вечно. Но главное, чтобы хотя бы начали разрабатывать. Тогда, действительно, будут приходить инвесторы, покупать участок, развивать его, и это будет так или иначе управляться. При этом существует бесконечное количество форм управления — необязательно это должен быть кондиминиум, это могут быть сами владельца участника, консорциум собственников или долгосрочные арендаторы. В зависимости от сложившихся условий эти формы работают по-разному, но в нашей ситуации самый плохой вариант — это как раз беспризорная земля, которая либо нещадно эксплуатируется, либо брошена. Сейчас этот процесс в основном упирается в культурные нормы: люди не привыкли отвечать за свою землю, и не только люди, но и компании, которые на ней располагаются. Должно пройти много времени, чтобы это наследие советского времени перешло в новое качество. Но я думаю, в будущем государство вообще не будет иметь к этому отношения, муниципалитеты будут устанавливать нормы использования земли через правила землепользования и застройки, а уже девелопер, собственник земли или арендатор, будет каким-то образом импровизировать в рамках этих норм.