Александр Жирнов
19 апреля 12:33.
641

Если ли в нерелигиозном мировоззрении прямой аналог понятия греха?

Ответить
Ответить
Комментировать
2
Подписаться
1
8 ответов
Поделиться

Грех - это неправильный поступок. Для того, чтобы определять правильность или неправильность поступка, совершенно не обязательно иметь религиозное сознание. Обязательно иметь совесть. Нет совести - никакое религиозное сознание не поможет.

Мама посмотрела, я у него полные карманы огурцов, и за пазухой огурцы лежат, и в руках ещё два больших огурца.

— Где ты их взял? — говорит мама.

— На огороде.

— На каком огороде?

— Там, у реки, на колхозном.

— Кто ж тебе позволил?

— Никто, я сам нарвал.

— Значит, украл?

— Нет, не украл, а так просто… Павлик брал, а мне нельзя, что ли? Ну, я и взял.

Котька начал вынимать огурцы из карманов.

— Постой, постой! Не выгружай! — говорит мама.

— Почему?

— Сейчас же неси их обратно!

— Куда ж я их понесу? Они на грядке росли, а я сорвал. Всё равно они теперь уже расти не будут.

— Ничего, отнесёшь и положишь на той же грядке, где сорвал.

— Ну, я их выброшу.

— Нет, не выбросишь! Ты их не садил, не растил, не имеешь права и выбрасывать.

Котька стал плакать:

— Там сторож. Он нам свистел, а мы убежали.

— Вот видишь, что делаете! А если бы он поймал вас?

— Он не догнал бы. Он уже старенький дедушка.

— Ну как тебе не стыдно! — говорит мама. — Ведь дедушка за эти огурцы отвечает. Узнают, что огурцы пропали скажут, что дедушка виноват. Хорошо будет?

Мама стала совать огурцы обратно Котьке в карман. Котька плакал и кричал:

— Не пойду я! У дедушки ружьё. Он выстрелит и убьёт меня.

— И пусть убьёт! Пусть лучше у меня совсем не будет сына, чем будет сын вор.

— Ну, пойдем со мной, мамочка! На дворе темно. Я боюсь.

— А брать не боялся?

Николай Носов, "Огурцы"

Религиозного сознания в этом - ноль. Крестик на шее в рассказе ни у кого не висит. Коммунистической партии молиться тоже никто не призывает. И Котька просил прощения у вполне реального дедушки, перед которым был виноват. А когда дедушка его простил, на душе у Котьки стало радостно.

Чем не прямой аналог греха? Только без пения молитв и схождений благодатных огней.

Василий Печакотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
12

Что-то крипово как-то:

— Не пойду я! У дедушки ружьё. Он выстрелит и убьёт меня.

— И пусть убьёт! Пусть лучше у меня совсем не будет сына, чем будет сын вор.

+3
Ответить
Прокомментировать

Пожалуй нет. В других ответах говорят что грех - это, с нерелигиозной точки зрения, преступление или заблуждение, а то и вовсе "неправильное действие", но я вижу несколько принципиальных отличий этих понятий от религиозного греха (рассматриваю прежде всего христианство).

1) Незыблемость трактовки, отсутствие полутонов. Что есть "грех" решили какие-то старцы много веков назад. Написали это в каких-то книгах, и теперь, в 2018 году люди все ещё пытаются приспособиться к древним формулировкам, невзирая на развитие науки, философии, перемены в общественном сознании. Помилуйте, "мужеложество" - грех? Притом что гомосексуальность у многих закладывается во внутриутробном развитии, и выбора у человека нет. Но старцы-то этого не знали... Так может пора это признать? Нет-нет что вы.. грех!

2)  Игнорирование контекста. Религиозное отношение к морали мне всегда казалось чем-то немного детским, забавным. Вот мы, мол, такие молодцы, взяли список правил, определили что хорошо что плохо, и живем по нему. Сложный моральный выбор? Нет, не слышали. Достоевский, Толстой? Нет, не читали. Допустим, убивать - это грех. Тогда почему священники благословляли воинов перед боем? Или не всякое убийство грех? А если убийство одного означает спасение другого (например, убить нерожденного ребенка или оставить его, убив тем самым мать; или убить террориста или оставить его в живых, убив тем самым его заложников)? Что там религия говорит? Да ничего! Религия создает иллюзию отсутствия морального выбора и наличия каких-то "правил жизни". Мол, нормально делай - нормально будет. Ну-ну...

3) Направленность на вину, а не на ответственность. Меня удивляет какой-то гигантский культ вины в православии. Что ни сделал - кайся, плачь, бей лбом о пол, вымаливай прощение... Можешь стать в угол ещё и остаться без сладкого. А как насчет ответственности за свои действия? Сравните - "Я плохо поступил, бес попутал, я грешник... простите...Боженька, не наказывай!..." и - "Я поступил определенным образом, но сейчас вижу, что мое действие принесло вред другим. Я сделал выводы и больше так действовать не буду". Какая позиция более взрослая и ответственная? Какая позиция предполагает последующее осознанное изменение?

Я бы сказала что "грех" - это понятие из более ранней ступени развития человека и общества, предполагающее инфантильную позицию "грешника". Поэтому если можно найти какой-то прямой аналог в нерелигиозном мире, это, пожалуй, только "детский проступок".

5

Три пункта, которые Вы описали, это свойства скорее догматического сознания, нежели религиозного. Мой ответ, если приглядитесь, как раз и был нацелен продемонстрировать возможность понимания греха, свободного от догматического гнёта.

+1
Ответить

Не всякое убийство грех по Библии)

0
Ответить

А где в Библии это сказано? 

0
Ответить

суть в том, что по Библии преднамеренное убийство и лишение жизни на войне, лишение жизни как форма наказания абсолютно разные вещи, о чем сразу же говорится в 6 заповеди, так что не все убийство является грехом

-1
Ответить

Притом что гомосексуальность у многих закладывается во внутриутробном развитии, и выбора у человека нет

Если считать, что у человека есть свобода воли, то выбор все же есть, даже если эта ориентация на 100% определяется биологией

0
Ответить

Ни во Второзаконии, ни в Исходе 6-я заповедь не конкретизируется и звучит просто: "Не убий". Почему-то переводчики не добавили сюда определение "умышленно" или что-то подобное.
Думается, разница между "раца(х)" и "хараг" на самом деле выдумана и транслируется по Интернету. Никаких подтверждений, что это разные слова найти не удалось, зато есть утверждения, что это синонимы. Так что это очень спорный вопрос про 6-ю заповедь.

-1
Ответить

Вообще ничего спорного нет, разница в словах даже в современном иврите четко видна, не верите, так спросите у любого еврея. В еврейских новостях когда говорят про убитых палестинских боевиков используют произвольные от "харига", в отношении своих военных произвольные от "рецах", то есть первые убиты во время войны и это не совсем убийство, а вот убийство вторых как раз означает все плохое, что может в себя вместить это слово. Такая же ситуация в еврейской юриспруденции, четкое разграничение двух понятий. Теперь к Библии, в оригинале: «לֹא תִרְצָח». Использованный глагол «רְצָח» обозначает безнравственное преднамеренное убийство, в отличие от любого вообще убийства, например в результате несчастного случая, в целях самообороны, во время войны или по решению суда

0
Ответить
Прокомментировать

Есть ли в нерелигиозном сознании прямой аналог понятия греха?

Часто аналогом греха считается проступок, преступление, за которым следует наказание. Однако, если заглянуть в этимологию слова, то обнаружится, что грех – это больше ошибка, промах, заблуждение, упорствование в собственном невежестве. Тогда получается, что заблуждающийся (грешник) лишается истины (спасения) не в качестве наказания, а в виде прямого следствия своего заблуждения – он промахивается мимо истины. Соответственно, прямым аналогом греха в нерелигиозном сознании будет являться заблуждение, а не преступление.

Люди наказываются не за грехи, а самими грехами. Элберт Хаббард

5
Прокомментировать
Читать ещё 5 ответов
Ответить