Если совсем просто, то это типаж, возникший из-за стечения ряда специфических для России обстоятельств: 1) бюрократизация управления при Александре I и особенно Николае I, поощрявшая карьерные лифты для людей малоспособных, но исполнительных — из-за чего более талантливые и амбициозные люди оказывались не у дел, 2) отсутствие в период после Наполеоновских войн крупных военных кампаний, кроме Кавказской, открывавшей окно карьерных возможностей, но редко позволявшей прославиться как участнику завоевательных походов, скорее нужно было "усмирять" Кавказ, 3) вырождение многих дворянских родов, разорение и залог имений, общая бесхозяйственность и мечтательность, мешавшая стать не-лишним, 4) усиление манипуляций общественным мнением, из-за чего человек неординарный мог быть вытеснен из общества, 5) распространение романтической моды на исключительность, идеала дендизма или прото-богемы, не имевшего социальных оснований в реальной русской жизни. А главное, из-за слабого развития в России многих социальных и рыночных институтов, включая литературу как рынок, типажи надо было срочно создавать "на коленке", чтобы они соответствовали текущей российской действительности и при этом вскрывали специфику институционального развития России, служили бы критике институтов, а не просто были бы узнаваемыми — только тогда книгу удастся нормально продать, если в ней есть скрытая сатира и типизация одновременно.