Getty Images
Маша Решетникова
19 апреля 00:10.
895

Какие наработки Илона Маска может использовать Роскосмос?

Технологии
Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
2
3 ответа
Поделиться

Вероятнее всего, речь идет о технологии возврата первой ступени. Тут Рогозин даже конкретизировал, что мы сейчас собираемся работать в этом направлении, но будем решать эту задачу немного иначе.

Наша отрасль несколько консервативна, но я думаю, что работать в этом направлении надо, хотя согласен, что для того, чтобы опередить соперника, нужно его не догонять, а прыгать вперед и внедрять еще более революционные технологии, которые могут снизить стоимость доставки грузов на орбиту. Опасения, что, пока наши будут работать, SpaceX придумает что-нибудь новенькое, конечно, существуют. Разработки ведутся не только у нас, они ведутся и там.

Нужно сделать более интенсивной разработку новых ракетоносителей, новых технологий доставки грузов на орбиту. SpaceX разрабатывает не только носители, но и пилотируемые корабли, и средства доставки грузов. В отношении пилотируемых кораблей - здесь мы, к сожалению, тоже засиделись. Мы продолжаем оставаться лидерами в этой сфере, единственной державой, которая может гарантированно доставить людей на орбиту. Но SpaceX нас догоняет, и в следующем году у нас уже не будет такого безоговорочного лидерства. Наверное, надо было работать в этом направлении интенсивнее и быстрее. Если сейчас бросить силы на пилотируемую космонавтику, то мы могли бы в ней конкурировать со SpaceX. Но нужно и политическое решение, нужны финансовые вложения, нужна здравая и четкая программа действий, а не просто намерения. Нужен план с конкретными сроками и исполнителями, вложениями.

Нынешних средств недостаточно, нужны частные инвестиции, но этих денег пока нет. Теоретически их найти можно, но на практике этого мало для рывка. Наш бизнес морально не готов к тому, чтобы раскошелиться и давать деньги на космос. Нужно понимать, что дело не только в деньгах, но и в технике. А вкладывать в госструктуры хотят далеко не все.

Ракеты делаются 7-10 лет, а то и 20. Если сейчас начать использовать чьи-то технологии, то к тому моменту они могут устареть. Есть две фундаментальные разработки, которые очень технически изящно выполнены. Это применение малоэффективных относительно наших, но простых  в изготовлении и надежных двигателей. И вторая наработка — это возвращение ракетной ступени или же двигателя. Дело в том, что двигатель — это самая дорогая часть первой ступени. И возвращать даже не ступень, а хотя бы двигатель — это уже шаг вперед. А больше всего внимания надо, конечно, обратить на организацию труда в SpaceX, потому что на фирме работают 6 тысяч человек, а у нас на аналогичном предприятии, в центре Хруничева, плюс во всех подручных организациях — 60 тысяч, то есть в десять раз больше. А делают меньше, естественно, меньше, особенно, в последние годы. Организация труда — это первое, на что я бы стал смотреть, это самое эффективное.

Полностью согласен с Иваном и Александром.

Роскосмос, как государственная компания, всегда будет оглядываться на желания Кремля, которые не всегда могут быть адекватными или актуальными (в США та же история с Белым Домом, но уже сходит на нет). То есть все технологии, которые Вы видите, будут использованы, так как это часть неотъемлемого прогресса.

Помимо вышеуказанных технологий, я думаю, что есть немалый шанс, что Кремль заинтересуется в космической гонке снова и скажет построить аналог ITS (не BFR, прошу заметить). Надеюсь, деньги можно взять с очень полезного для российского народа бюджета на "развитие одной не очень малой, а так же гордой ближневосточной страны". ;)

Ответить