Мадина Мальсагова
17 апреля 16:02.
297

Почему конфуцианство называют религией?

религиоведениеРелигияфилософия. религияКонфуцианствоКонфуций
Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
1
1 ответ
Поделиться

Потому что в конфуцианстве есть:

  1. храмы (Шанхай-Вэньмяо в Шанхае, Мавзолей Конфуция в Нагасаки, храмы в Пекине и Цюйфу и др.),
  2. в которых проводятся церемонии, в т.ч. по случаю различных праздников,
  3. существуют свои религиозные понятия, например, триада "тянь" (небо), "ди" (земля), "жэнь" (человек), пара "инь" и "ян", а также "дао" ("путь", этот термин не уникален для даосизма),
  4. а также конфуцианство легло в основу некоторых других религиозных движений, например, чхондогё в Корее и каодай во Вьетнаме.
  5. Кроме того, существуют люди, рассматривающие конфуцианство как собственную религиозную идентичность.

Начиная как минимум с 3 века до н.э. в конфуцианстве появляются течения, указывающие на то, что органичной частью конфуцианской самокультивации является медитация - например, работы конфуцианского учёного Сюнь-цзы, который настаивал на необходимости достижения "пустотности" посредством медитации для обретения единства с Путём-дао, в чём некоторые исследователи усматривают рождение конфуцианского мистицизма. 

В X - XVII вв. подобные медитативные практики получили дальнейшую разработку в так называемом нео-конфуцианстве, став важной частью конфуцианского образовательного процесса. Целью таких медитаций была подготовка к обучению и обнаружение подлинной субстанции своего ума, которая, вместе с тем, понималась как универсальная основа всех вещей.

Справедливости ради, вопрос о том, является ли конфуцианство религией является спорным. Спорным он является по причине того, что в китайском языке в принципе не существовало такого понятие как "религия". Замещавшее его понятие "учение", "школа" было в равной степени применимо к философским, научным и религиозным учениям - ни китайская, ни, например, индийская культура не проводила различия между ними. 

Отсюда, соответственно, вопрос о границах между религией, философией, наукой и эзотерическими пратиками (такими как гадание на И-Цзин или даосская алхимия) оказывается практически бессмысленным в терминах китайского языка. Поэтому такая же проблема как с конфуцианством существует и, например, с буддизмом (в особенности, чань-буддизмом).

Это означает, что мы можем выделять в китайской культуре обособленную религиозную компоненту только с большой долей условности для аналитических целей, при этом отнесение конфуцианства к категории "религии" сильно зависит от избираемого определения религии. При некоторых определениях, например, и марксизм вполне можно считать религией (и это не лишённый смысла подход).

Ответить