Ассортиментную политику в части закупок книг определяют книжные категорийные менеджеры. В компании их несколько, каждый отвечает за свою подкатегорию, в которой является экспертом. Это люди гуманитарных профессий — филологи и искусствоведы. Есть выработанное годами понятие ассортиментной политики (в части книг в том числе), и многие издательства на этапе начала работы просили их сформулировать, поэтому у меня фактически есть готовый ответ на вопрос.
Итак, мы не возьмем в сеть:
— литературу, носящую агитационный характер, выражающую крайние политические взгляды. И в принципе в большинстве случаев вопросы политики оставляем за скобками;
— литературу, которая «замусоривает» сознание, большую часть каталога эзотерических брошюр и тому подобное;
— большую часть книжного ассортимента, связанного с домом, садом, огородом, народной медициной, а также рукоделием. И не потому, что не ценим, а просто потому, что к нам за этим не приходят;
— совсем не ценим жанр сентиментальной женской романтической прозы во всех его проявлениях;
— частные литературные эксперименты людей, назначивших себя писателями и издавших книгу за собственный счет. Такие вещи могут попасть в сеть только после очень тщательного и долгого ассортиментного комитета. То есть взять можем, но на старте обязательно будем подозрительными;
— дурно изданные книги, которые не вписываются в наши понимания о прекрасном. Испортить (с точки зрения продаж), к сожалению, можно даже хорошее произведение, поместив на обложку низкого качества иллюстрацию или выбрав не ту бумагу. Кстати, кинообложки тоже не жалуем. Если есть альтернатива, всегда закажем что-то более нейтральное. В целом, мы просто как-то определились, точнее, негласно договорились, что золотые обрезы и бархат — это не наше. В этой системе координат и живем.
В каждом отделе у нас работают настоящие фанаты своего дела, поэтому во многом это очень личностный выбор, который должен ко всему прочему быть ещё и коммерчески выверенным.