Апрельский День
15 апреля 20:49.
168

В одном из интервью Гребенщиков сказал, что в русской литературе нет образа счастливого человека. Вы согласны? Есть ли такие образы в литературе европейской?

Ответить
Ответить
Комментировать
9
Подписаться
7
2 ответа
Поделиться

Русская литература, так как пишется русскими людьми, построена на драме. В силу ментальности российскому народу не жить не быть нужен надрыв, страдающий персонаж и глубокий моральный посыл, желательно еще и религиозный. А полностью счастливому человеку что делать в русской литературе? Он что, вор какой бессовестный, как у него все есть а ему за это ничего нет? Значит персонаж отрицательный и в конце должен быть покорен силами добра. И, выходит, его тоже в несчастье столкнули. Эх, тяжелая русская доля.

Да и не только в русской литературе такой сюжет. Ведь за образом абсолютно счастливого человека, 24/7 с улыбкой на лице и ромашками в причинном месте, следовать около 300 страниц было бы невыносимо скучно.

К тому же само счастье, как и любое другое чувство, явление не постоянное. Если человек эмоционально стабилен, конечно. Взять того же Юшку — вполне себе российская литература, кидались в него камнями, палками; дразнили вечно, и ничего - вполне себе был счастлив и всей любил слегка придурковатой любовью. Из закардонной — трое в лодке. Счастливые молодые люди, от счастливого житья своего находящих трагедию в каждой не открывшейся банке ананасов.

Как говориться, все в мире относительно, а БГ посредственный музыкант и не менее посредственный критик 

8
Прокомментировать

Вообще не задача литературы рисовать образы счастливых людей, так как такая картина статична, не предполагает внутреннего конфликта и динамики. А литература процесс динамический.

У Гоголя был второй том Мертвых душ, в котором описывался идеальный хозяин - хорошо, что он сожжён.

У Стругацких в ранних произведениях типа "Полдень 22 век" есть картины счастливой жизни победившего коммунизма - это невероятно скучно.

В европейской литературе таких образов также мало. Каупервуд в "Финансисте" в финале обретает нечто похожее на счастье, предварительно отсидев в тюрьме. У Киплинга владелец судов умирает почти счастливым. Но обычно счастье - это либо финальный результат, либо, наоборот, стартовая позиция, после которой настают проблемы.

Литература вся про экстремумы. А описывать счастливого человека, который сыт, трудоустроен, счастлив в семье и не подвержен никаким кризисам - никому не интересно.

3
Прокомментировать
Ответить