Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Что имел в виду К. Поппер, утверждавший, что "Платон - первый полит. идеолог, [...] придумавший "концентрационные лагеря"?

ИсторияПолитология+3
Ромарио
  · 3,5 K
Философия, религиоведение, цифровые гуманитарные науки  · 14 апр 2018  · academia.fzrw.info

Основная мысль Поппера состоит в том, что политическая модель Платона, описанная в "Государстве" и "Законах", является теоретическим обоснованием тоталитарного государства. 

Действительно, при всей проницательности Платона относительно политики и при вполне справедливом указании в "Государстве" на проблемы существующих политических режимов, на жизнь в рамках которых мы обречены (идеи Платона в этом отношении, к слову сказать, вполне актуальны и могут быть использованы при осмыслении современной политики), лекарство от "порочных форм правления", предлагаемое Платоном, кажется, во многом хуже самой болезни.

Прежде всего, политический идеал Платона, вне всякого сомнения, тяготеет к тоталитарной модели, при которой индивид во всех отношениях ставится в подчинение государству. Сам Платон ясно проговаривает это в седьмой книге "Государства":

"...закон ставит своей целью не благоденствие одного какого-нибудь слоя населения, но благо всего государства. То убеждением, то силой обеспечивает он сплоченность всех граждан, делая так, чтобы они были друг другу взаимно полезны в той мере, в какой они вообще могут быть полезны для всего общества. Выдающихся людей он включает в государство не для того, чтобы предоставить им возможность уклоняться куда кто хочет, но чтобы самому пользоваться ими для укрепления государства".

Что же касается "концентрационных лагерей", то ближайший аналог подобной политики, как мне кажется, можно усмотреть в пятой книге "Законов", где Платон пишет о необходимости "очищения" государства от неблагонадёжных людей, причём не только от преступников, но и, например, от потениальных бунтарей.

"Относительно очищений государства дело обстоит так: полных очищений существует немало; одни из них легче, другие более тягостны. Тягостные и наилучшие мог бы установить лишь тот, кто одновременно является и тираном и законодателем. Законодатель, лишенный тиранической власти, при установлении нового государственного строя и законов должен удовольствоваться самыми мягкими способами очищений. Наилучший способ мучителен совершенно также, как бывает, когда принимают подобного рода лекарства. При этом способе правосудие влечет за собой справедливое возмездие; возмездие заканчивается смертью или изгнанием. Так обыкновенно отделываются от величайших, к тому же неисцелимых, преступников, чрезвычайно вредных для государства. Более мягкий способ очищения заключается у нас вот в чем: если неимущие люди, следуя за своими вождями, выкажут из-за недостатка воспитания склонность выступить против имущих, это станет болезнью, вкравшейся в государство. Поэтому их надо выслать прочь, делая это, однако, в высшей степени дружелюбно и смягчая их удаление названием "переселение". Так или иначе всякому законодателю надлежит это сделать сразу".

Мои доклады и лекции на YouTubeПерейти на youtube.com/c/StanislavPanin