Можно ли назвать огромные торговые центры храмами религии потребления?

1328
3
0
10 сентября
20:56
сентябрь
2015

Да, можно. Получится метафора, которая может быть полезной, если мы хотим понять, как работают современные торговые центры и/или что происходит с современной религиозностью.

Зачем вообще такие сравнения, что они дают. Метафоры помогают нам обратить внимание на какие-то важные черты объекта, который мы хотим изучить, "схватить" его общую логику. Если мы скажем, что торговые центры это "храмы религии потребления", что мы сможем увидеть и понять:

(1) Существует современная "религия потребления" в социологическом смысле "морального сообщества", объединенного общими ценностями, нормами и ритуалами, и мы можем считать таким сообществом постоянных покупателей больших торговых центров. Принять интерес к вещам из торговых центров за объединяющие группу ценности, а регулярные поездки в торговые центры за ритуалы - да, вполне осмысленная модель, которая нам полезна хотя бы тем, что помогает строить гипотезы и прогнозы. Мы можем теперь предположить (и затем проверить), что давление этой группы побуждает ее членов к иррациональным "покупкам ради покупок" или к покупкам, нужным , чтобы "держаться на уровне" последней моды и новых тенденций. Или спрогнозировать, что если правительство вдруг решить запретить и закрыть все большие торговые центры, это может вызвать волнения, которые будут носить, в каком-то смысле, религиозный характер.

(2) Торговые центры можно рассматривать "храмами" в смысле зданий, которые, во-первых, выражают своим видом, пространственной организацией и интерьером ключевые ценности "морального сообщества", во-вторых, дают приходящим туда переживания, эмоции, похожие на переживания религиозного характера. В отношении торговых центров верно, в немалой степени, и то, и другое. Примерно так же, как, например, в готических соборах их витаржи, своды и шпили выражали устремленность к небу, к иному высшему миру, современные торговые центры самим своим устройством помогают представить, во-первых, демократичность современного общества потребления, его открытость широкому кругу людей (множество входов и подъездов, отсутствие физических барьеров), во-вторых, близость и доступность предлагаемых благ (стеклянные стены магазинов, все вещи можно увидеть и потрогать, продавцы помогают и сами предлагают приобщиться к ним). При этом скопление в одном закрытом пространстве большой массы людей и большой массы красивых привлекательных вещей способно вызвать сильные чувства, эйфорию или страх, которые будут переживаться как необычные, неповседневные и в этом смысле религиозные.

Надо только помнить, во-первых, что метафоры, как правило, помогают увидеть одни стороны объекта и мешают разглядеть другие, не менее важные. Глядя на торговые центры как на "храмы религии потребления", мы, скорее всего, мало что узнаем, например, о конкуренции между торговыми компаниями, об отношениях между собственниками и работниками в этих компаниях. Во-вторых, что полезность именно нашей метафоры нам придется доказывать в споре с другими, не менее яркими: торговый центр как современная фабрика, торговый центр как узел денежных и товарных потоков, торговый центр как экосистема, где компании и товары борются за свою "экологическую нишу", и т. д.

21
0
ноябрь
2015

А какие, собственно, основания для того, чтобы считать их "храмами"? Только потому, что это - большие красивые здания, которые посещает множество людей? С тем же успехом можно объявить "храмами" аэропорты и вокзалы, например. Всё это - чисто утилитарные объекты. Да, стремление иметь айфон последней модели может кому-то показаться абсурдным - точно так же, как иному любителю гаджетов может показаться абсурдным стремление выучить мёртвый язык, без знания которого отлично обходятся миллиарды людей.

Стоит к этому добавить, что ничего современного в торговых центрах нет. Ярмарки и базары, выполнявшие аналогичную роль, существовали на протяжении тысячелетий - и никто не говорил, что это какая-то религия. Не стоит представлять себе прошлое как некий золотой век, когда не было "общества потребления" (кто бы понимал, что это такое) и все одевались из армейских цейхгаузов.

Что касается современных светских религий, то я бы искал не в магазинах, а в том, что относится к государству (особенно к армии), к спорту и к культуре. Вот там всё на месте: ритуалы, герои, реликвии, пожизненная лояльность единственно верному учению, и, главное - сверхценности, ради которых стоит жертвовать чем угодно.

Возможно, включение в этот список культуры выглядит неочевидным, но давайте представим две ситуации: сотрудники магазина погибли при пожаре, пытаясь спасти товар, и сотрудники музея погибли, пытаясь спасти картины (предположим даже, что в музее были не оригиналы, а копии, которые легко восстановить). Уверен, что в первом случае погибших будут считать, как минимум, неразумными людьми (разве что в Японии помянут их лояльность работодателю), а во втором они станут героями.

-2
0
сентябрь
2015

Можно, конечно, и не так назвать - но у вас просто зудит выражаться высокопарно и вычурно? Не пытайтесь говорить красиво - как правило, выглядит по-дурацки и является просто очередным повтором набора штампов.

-11
0
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта