Артем Горный
апрель 2018.
2016

Являются ли представления о «плохом» Средневековье и «хорошей» Эпохе Просвещения мифом нашего времени?

Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
3
3 ответа
Поделиться

Являются, и весьма культивируемым мифом, но не только нашего времени. Он оттуда, из эпохи Просвещения.

Что такое Средние века? Период великих архитектурных памятников и стилей (из самых известных романика и готика со всеми их многочисленными разновидностями), прекрасных литературных произведений ("Сид", "Роман о Лисе", многие другие), расцвета музыкальных искусств (григорианский хорал и масса мелодий) и философии (Фома Аквинский и не только), зарождение из философии и теологии фундамента современных гуманитарных наук, разработанная священником гелиоцентрическая система мира и созданный Папой современный календарь (на исходе Средневековья), эпоха великих географических открытий, великие произведения искусства (иконы, скульптуры, даже резная мебель, церковная утварь), а ещё галантность, рыцарственность, культ Прекрасной Дамы. А мы что представляем благодаря тем ещё гуманистам Вольтеру и Ко? Мифические ежедневные костры инквизиции, хмурых питекантропов и вечный смог над загаженными улицами – не слишком ли абсурдная картина?

„Когда наш современник старается представить себе Средневековье, ему кажется, что добиться своей цели он может лишь напряженной работой воображения. Средние века видятся ему зловещей эпохой, отступившей во мрак прошлого, тем часом истории, когда на небе вовсе не появлялось солнце, а тогдашние люди, общественное устройство в корне отличались от того, что мы видим сейчас. А ведь достаточно получше присмотреться к нашей Вселенной, читать каждое утро свежие газеты, чтобы понять: Средневековье у нашего порога, оно не желает уходить прочь и выражает себя не только в материальных памятниках; оно продолжает жить за морем, омывающим наши берега, рядом, всего в нескольких часах полета; оно составляет неотъемлемую часть того, что в наши дни еще именуется Французской империей, и ставит перед государственными деятелями XX века вопросы, которые те не в состоянии разрешить. Многие мусульманские страны Северной Африки и Ближнего Востока, где сохранился во всей неприкосновенности быт XIV века, воссоздают в некоторых отношениях картину жизни европейского Средневековья. Те же городские трущобы, те же лачуги, те же узкие, кишащие народом улочки, выводящие путника к роскошным дворцам; та же пропасть между ужасающей нищетой неимущих классов и роскошью вельмож; те же бродячие рапсоды на перекрестках – мечтатели и рассказчики городских новостей; та же почти сплошь неграмотная масса, долгие годы терпящая гнев и вдруг охватываемая яростным мятежным духом, чреватым кровопролитиями; то же вмешательство религии в общественные дела; тот же фанатизм, те же интриги сильных мира сего, та же ненависть между отдельными кланами, те же заговоры, до того запутанные, что они неизбежно ведут к кровавой развязке!.. Средневековые конклавы имеют сходство с мусульманскими школами, возглавляемыми фанатиками. Династические драмы, разыгрывавшиеся при последних Капетингах, мало чем отличаются от тех драм, что колеблют ныне престолы в иных арабских странах; и, быть может, читателю будет легче разобраться в канве нашего рассказа, если мы скажем, что речь идет о беспощадной борьбе между Валуа-пашой и великим визирем де Мариньи. Разница лишь в том, что европейские страны в период Средневековья не являлись ареной безудержной экономической экспансии для государств, технически более развитых и лучше вооруженных. Со времени падения Римской империи колониализм умер – по крайней мере в метрополии“ (Морис Дрюон, «Узница Шато-Гайара» из цикла "Проклятые короли").

Ivan Renardотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
18
-4
Прокомментировать

Да, во многом, этот миф создан именно в эпоху Просвещения, которая была не такой уж просвещенной, как принято считать.

Средневековье было очень специфической эпохой, у которой были как тёмные моменты, так и очень светлые. Реальность Средневековья очень отличается от того образа, который сформировался при участии деятелей Французской революции, писателей готических романов и дилетантов-историков, опирающихся на их креативы в большей степени, чем на факты.

Зрелые Средние Века - где-то с 11 века - были эпохой невероятного подъема духа и интеллекта после так называемого Темного Времени, когда было действительно не очень. В монастырях шли споры схоластов, на рыночных площадях зарождался капитализм, благодаря торговцам и крестоносцам (да-да) цивилизация, как сумма европейского и арабо-персидского опыта, проникала во все закутки Старого Света, писались первые светские книги - куртуазные романы, минезанги, баллады и истории про героев (Эль Сид, король Артур и его рыцари, Александр Македонский) и пройдох (Ренард) которые стали основой европейской литературы . Тогда же активно развивались ремёсла, в частности, металлообработка и инженерия, что дало к концу Средних Веков прекрасные готические храмы с уникальными конструктивными решениями, латы, в которых можно ходить колесом, и корабли, пригодные для кругосветных плаваний. К концу этой эпохи в мир вошли базовые ценности гуманизма и сама идея науки, которая появилась благодаря поискам истины схоластики.

Были и тёмные моменты, такие как голод и недоедание, грязь, антисанитария, перенаселение городов, эпидемии и постоянные войны. Но - барабанная дробь! - все это было характерно и для Просвещения.

Вопреки тому, как принято думать, Просвещение было не таким уж светлым временем. В частности, увлечение наукой, утрированное до механицизма, подарило обществу расизм и сексизм, поскольку в какой-то момент чернокожих выделили в отдельный вид, который функционально ничем не отличается от собаки или коровы, а вред образования для репродуктивной системы женщин считался доказанным фактом до начала ХХ века. Просвещение также подарило миру концепцию тотальной войны с рекрутской службой, тактикой "выжженой земли", фуражирующими по окрестным сёлам гусарами и убийством нонкомбатантов - в Средние Века считалось неправильным вовлекать в войну тех, кто не принадлежал к воинскому сословию, а сами сражения чаще всего состояли из нескольких конных сшибок в поле. Порядок и чистоту в городах навели, кстати, сравнительно недавно - только с масштабными перестройками Барселоны и Парижа города стали более-менее безопасными для жизни.

Самая интересная особенность Просвещения состоит в колоссальном социальном расслоении. Просвещенный монарх, зачастую, плевать хотел на простой народ, не заводил парламентов, зато раздавал плюшки своим приближенным и больше интересовался строительством усадеб и техническими новинками. Во многом, Французская революция стала возможной именно из-за того, что французская монархия с приближенными оторвалась от реальности настолько сильно, что стала возможной фраза "Если им не хватает хлеба, пусть едят бриоши".

Артем Манульченкоотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
14
-2

"Если им не хватает хлеба, пусть едят бриоши".

Автор слышал звон, да не знает, где он, не потрудился минимально погуглить смысл этой фразы, с удовольствием вкусив революционную пропаганду.

-1
Ответить

Я знаю, что Мария Антуанетта этого не говорила

-1
Ответить

Опять мимо. Говорила! Вот только смысл у слов был совсем другой. Что с вами не так? 

0
Ответить
Ещё 2 комментария

Не говорила, похожие выражения появились в антиправительственной печати в 1760-х, когда революцией еще не пахло. Вероятнее всего, это придумал Руссо, который утверждал, что слышал эту фразу еще в 1740-х, и активно эксплуатировал.

0
Ответить

И такая версия есть, в любом случае, смысл фразы положительный, характеризующий говорящего как благотворителя.

0
Ответить
Прокомментировать

думаю, что в целом так и было и это вряд ли миф. Какие то неточности, перегибы возможно и были и есть в этой картине мира, но в целом если смотреть непредвзято - сами слова Ренессанс, Реформация как бы недвусмысленно говорят о проблемах в культуре и в религиозной жизни. Это как аналог Перестройки - Перестройка была по обьективным причинам - конечно можно сегодня перетолковывать все, так в принципе и делают и кричат на всех углах, что в СССР мы жили прекрасно и никакого кризиса не было, это был заговор темных сил, но это уже оставим за скобками.

Темность тех времён выражается в том, что свет учения Христа был затемнен учением Католической церкви с её индульгенциями, поборами, борьбой с наукой, искусством светским, крестовыми походами, охотой на ведьм, сжиганием людей, не допущением простого народа к Писанию, ложными догматами и прочее и прочее и прочее. Именно в этом заключается темность тех времен. Яна Гуса сожгли на костре за попытку выступить против злоупотреблений церкви 

Проповедуя в Вифлеемской часовне, Гус высказывал мнение, отличное от официальной политики Католической Церкви. Ниже перечислены его мнения по некоторым вопросам.

  • Нельзя взимать плату за таинства и продавать церковные должности. Священнику достаточно взимать небольшую плату с богачей, чтобы удовлетворить свои первейшие жизненные потребности.
  • Нельзя слепо подчиняться церкви, но нужно думать самим, применяя слова из Священного Писания: «Если слепой поведёт слепого, оба упадут в яму».
  • Власть, нарушающая заповеди Бога, не может быть Им признана.
  • Собственность должна принадлежать справедливым. Несправедливый богач есть вор.
  • Каждый христианин должен искать правду, даже рискуя благополучием, спокойствием и жизнью.
    Его сожги. Сожгли и Джордано Бруно. Это Маркеры того времени, показывающие всю суть "методологии" тех времен.
10
-2

Дело в том, что все, что вы написали характерно в основном для эпохи Ренессанса, но никак не для Средневековья

0
Ответить

то есть индульгенции, костры, религиозный фанатизм, борьба с наукой - это всё деяния Ренессанса?

0
Ответить

Да, именно так. Да и все, кроме индульгенций тут скорее о протестантах, чем о католиках

0
Ответить
Ещё 7 комментариев

Вот это "Ренессанс" )
Тут не о чем говорить.

0
Ответить

Ренессанс, в некотором смысле, - это апогей Средневековья. Рыцари в блестящих доспехах, шпили и башни, дамы с бритыми лбами, картины Ада и всё вот это вот - это 15-16 века.

0
Ответить

Ренессанс - в переводе Возрождение. Тут сама этимология выражает смысл эпохи . Да, эпоха Средневековья и эпоха Ренессанса связаны друг с другом - одно вытекает из другого. Но раз есть понятие возрождение значит этому предшествовало понятие противоположное - смерть, мрак, тлен, застой и т.д.

0
Ответить

Ренессанс - это не эпоха, а направление в искусстве.

0
Ответить

Ренессанс это и направление, но и эпоха.

Возрожде́ние, или Ренесса́нс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento от re / ri «снова; заново» + nasci «рождённый»[1]) — имеющая мировое значение эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену Средним векам и предшествующая Просвещению и Новому времени. Вика

0
Ответить

Анатолий, я рад, что Вы умеете пользоваться копипастом. Почитайте теперь там дальше о Северном Возрождении для начала. А еще лучше не занимайтесь размножением левацкой мифологии, призванной доказать, что учение Маркса о смене эпох истинно.

Сама идея того, что в какой-то момент, положим, в 1450 году, планета резко переобулась из Средневековья в Новое Время порочна по ряду причин. Во-первых, Возрождение в Италии началось еще в 13 веке. Во-вторых, за пределами Италии визуальная составляющая Ренессанса очень сильно ограничивалась, если в архитектуре, костюме и декоре какие-то подвижки были, то живопись, гравюра и литература оставались готическими чуть ли не до конца 17 века. Работы Брейгеля-старшего выглядят скорее средневеково, чем ренессансно, несмотря на то, что делались они в середине 16 века.

Социальные и политические перемены начались только с заключением Вестфальского Мира в 1648 году и развивались до середины 19 века, когда индустриализация несколько этапов революций сломали феодально-сельский образ жизни.

0
Ответить

Артем, много слов и терминов, однако сути в этих словах нет. Что же Реформировалось в средние века? Что Возрождалось? Почему? Отчего ? А все эти текстовки для меня признак того, чтобы  замутить воду. Вы считаете, Средневековье светлым? В добрый путь. Дайте мне спокойно считать иначе. Ок?

0
Ответить
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью