Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Какие плюсы были в правлении Мао Цзэдуна?

ИсторияПолитология+2
Night Falcon
  · 3,0 K
Историк по образованию; путешествия и фесты. Пишу по истории, культуре, и всяко около...  · 1 апр 2018  · a-l-e-j-o.livejournal.com

О, это интересный вопрос! 

Не буду сравнивать статистику показателей с 1949 года в сравнении с 1976-ым, а постараюсь обрисовать с другой стороны. 

Если так подумать, то ему удалось сделать многое, а потом немедленно это же всё похерить. И в том, и в другом случае демонстрируя потрясающие энергию и волю.

Знаете что это мне напоминает? Наверняка у любого художника, или того, кто хоть немного рисует, бывала такая ситуация. Вы выполняете на бумаге рисунок карандашом (но и с картиной может произойти такое же). Вроде всё получается неплохо, но вдруг вы замечаете, что он выходит немножко не таким, как изначально задумывалось. Один автор позволит пойти себе на компромисс, и смириться с новым вариантом. Но особо принципиальный товарищ начнёт безжалостно тереть своё творение резинкой. И вот он с ужасом замечает, что протёр в бумаге дырку. После чего он со злостью рвёт всё в клочья, и ему надо начинать заново. (Графические планшеты сейчас несколько облегчают положение ;-))

Ещё надо понять чувство прекрасного "Великого Кормчего". По всей видимости, оно плотно застряло где-то в Яньане. Суровый казарменный социализм на ограниченной площади; аскетический быт; твёрдая дисциплина; сплочённость вокруг тяжёлых условий жизни и общих идей; в бедном, лаконичном пейзаже. И он не понял, что попытка заставить жить миллиардную страну жизнью небольшого революционного укрепрайона (причём в основном лишь за счёт сельского хозяйства), существующего в вечном осадном положении, может привести только к катастрофе. К чему и привело. Очевидно, в 1976 году была ситуация, зеркальная той, что сейчас: китаец, буде таковому оказалась бы возможность оказаться в Северной Корее, увидел бы зажиточную, по сравнению с собственной, жизнь, и щёлкал бы зубами от зависти. 

Тут стоит вспомнить оппонента Председателя - Чан Кайши. Ведь тому удалось-таки сделать из небольшого Тайваня конфетку. А смог бы он добиться того же самого со всем Китаем? Сложно сказать. Возможно, оба диктатора могли успешно управлять лишь небольшой территорией, но вот попытки совладать со всей Поднебесной...

Итак, какие же достижения? Прежде всего, он дал китайцам некую веру. Позволил сплотиться в единую нацию. И даже, впервые за столетия, ощутить САМОУВАЖЕНИЕ. Также наконец установился долгожданный мир на всей территории (кроме Тайваня, Макао и Гонконга, разумеется), и теперь на неё распространялось единое управление (чего не было с 1911 года). Иностранцы, оставшиеся на территории, где уже установился новый режим, в 1949 году с удивлением отмечали, что чиновники разом стали принципиальными, и отказывались брать взятки. Конечно, резкое свёртывание международных отношений со множеством стран, едва ли можно считать чем-то положительным. Но для китайцев уже второй век иностранцы были паразитами и надсмоторщиками, превратившими их страну в полуколонию. А коммунистическая идеология, как ни странно, давала китайцам некотрое новое духовное объединяющее начало. 

И вот это же вышеперечисленное прекрасное в 1960-х годах, во время "Культурной революции", было заменено на лютую ненависть, и искусственно созданную нетерпимость. Страну, на местах, практически вновь погрузили в состояние гражданской войны. Из-за чего велись те небольшие войнушки, с трудом верится и по сей день. "Культурная революция" родила нетерпимость, жестокость и пренебрежение к человеческой жизни. Пожалуй, Китай их не изжил и по сей день. Идеология ушла, а ей на смену немедленно явился цинизм; укоренившиеся жестокость и бесчеловечность преодолеваются гораздо медленнее. Публичные казни, пускание заключённых на органы - корни идут оттуда.

Мао Цзэдун впервые дал почувствовать простым людям (это уже даже за тысячилетия китайской истории) себя именно людьми и полноценными гражданами, а не просто массой бесправного быдла. Он дал крестьянам землю. Другое дело, что распоряжаться этой землёй по своему усмотрению у них не получилось. Как и в СССР, они стали "расходным материалом", и "подопытными кроликами". Их согнали в "народные коммуны". То, что сами крестьяне хотели систему подрядов, вождя не интересовало: "...нам-то нужен социализм!".

Землю крестьянам дали, уничтожив прослойку помещиков-землевладельцев, которые составляли основу образованного китайского общества. Им на смену явилась новая интеллигенция - прежде всего, партийные кадры, получившие образование. Это были, порой, замечательные люди, умевшие грудью кинуться на существующие преграды и трудности. Но над ними же "Красное Солнышко" жесточайше надругался в годы "Культурной революции", много кого физически уничтожив. 

Первые годы существования "народного" Китая экономика шла на подъём. Удавалось успешно сочетать проверенные в СССР методы экономического планирования с некоторыми уступками капитализму. Создавалась промышленность, с/х оснащалось техникой. Всё это шло, стоит заметить, с обширной помошью СССР специалистами, техникой и финансами. Что заставило сабжа отказаться от  успешной модели? Смерть сына в бессмысленной войне? XX съезд ЦК КПСС? Но только дальше начался авантюристский эксперимент, противоречащий любым научным принципам. Приведший к колоссальному голоду. О нём в современном Китае не принято говорить, поэтому снимают эпические фильмы, посвящённые голоду, что был во время WWII, а значит, во времена Чана Кайши. 

В Китае создали ВС, которые даже умели противостоять армии США (в войне в Корее), правда, путём гигантских жертв. Армия перенимала опыт советских войск, получала технику, обзавелась ядерным оружием. Т.н.м., при Председателе, ностальгируя по революционным временам, вернулись-таки к тактике "живых волн"; что наглядно и показало свою "успешность" в пограничных конфликтах с СССР в конце 1960-х гг., и в войне с Вьетнамом в конце 1970-х.

В 1976 году Китай представлял собой изолированное от внешнего мира государство. В принципе, оно было на самообеспечении, но постоянно балансировало на грани голода, и голодовки продолжали происходить. Для иностранцев, посещавших страну - странная параллельная реальность. Мрачные серые улицы, по которым ходят люди, носящие одинаковую одежду, напоминающую робы заключённых. Перенаселённую - контролировать рождаемость не пытались ("пушечное мясо" всегда нужно), а жилищное строительство со времён "Культурной революции" почти прекратилось. Без автомобилей. Где телевизор до сих пор смотрят толпой. Где питаются как в Средние века. Где единственное, что могут конкурентноспособно поставить за рубеж - изделия народных ремёсел. Конечно, это не была, допустим, Камбоджа, где, по мнению Веслава Гурницкого "Культурная революция" была завершена "до конца".

Наследникам Мао пришлось делать всё заново.

Тут мсье в комментах упомянул, что-де в Китае всех всё устраивает, и что вопрос - "закрыт". Ой-ли! Но ведь китайцы - люди, а не роботы или зомби.Официально можно продвинуть какую угодно тему. Но ведь ещё живы миллионы тех, кто застал "Культурную революцию", и имел её жертв среди своих родственников. И миллионы тех, кто помнит голод времён "Большого скачка". И те, кто был на площади Тяньаньмэнь, и у кого на глазах под танками гибли товарищи. Всё это делает председателя Мао фигурой, противоречивой не меньше чем наш Ленин. И наверняка, существуют очень много тех, кто желал бы низвергнуть его многочисленные памятники, а его тело достать из мавзолея и, в лучшем случае, похоронить. "Великий китайский фаервол", "Система социального рейтинга" - у населения есть от чего взорваться.

В заключение хотелось бы предложить литературу по теме. Незабываемое впечатление на всех, кто прочтёт, производит "Дикие лебеди" писательницы Юн Чжан. Эпопея жизни одной семьи в течение XX века в Китае. Читается на одном дыхании, если не станет тоскливо от описываемого трэша. Также она написала "Неизвестный Мао", с чем, кстати, пока не ознакомился.

Первый
Увлекаюсь историей, идеологией, отчасти- религией.  · 19 дек 2020

У него есть один огромный плюс- на месте разорённого тридцатилетней гражданской войной и японскими оккупантами уже почти уничтоженного Китая Мао создал великую азиатскую империю, ядерную сверхдержаву. Хотя у него было и много минусов, так что идеализировать Великого кормчего тоже особо не стоит.