Потому что большинство считает, что ключевые слова - это "руководство" и "контроль". Но в эффективном управлении процессами все работает намного иначе. Если есть тот, кто руководит или контролирует, то целью становится не эффективное исполнение задачи, цели, а соответствие подчиненного субъективным требованиям руководителя. Подчиненный больше не думает о том, как с минимальными издержками решить комплекс поставленных перед ним задач, а лишь о том, как с минимальными издержками не выйти из фавора у начальника. Цель подменяется средством. Мы все прекрасно понимаем, что в такой ситуации рассчитывать на то, что вся вертикаль будет "собрана" из ответственных, принципиальных и объективных людей - это верх наивности.
Что же делать? Любая управленческая работа (а чиновники - это прежде всего управленцы) строится по принципу соглашения. Соглашения между управленцем и организацией, которая его наняла. Управленец берет на себя обязательства достигнуть неких важных для организации метрик (сокращение числа пожаров, увеличение сбора налогов и т.д.) и путь, каким он будет достигать подобных результатов, не ограничивается ничем, кроме правового поля и ограничительных метрик (например, в случае с пожарами это может быть ограничение динамики роста внеплановых проверок неким разумным показателем, отсутствие внесудебных штрафов и т.д.). Для каждой задачи всегда можно придумать n-метрик, исполнение которых приблизит нас к максимальной эффективности. Первый вопрос, который возникает: кто должен придумывать метрики? Не вышестоящее начальство. Исключительно общественные и экспертные советы. Да, им надо платить, но эффективные консультанты, как и эффективные управленцы не могут получать мало. Это второй важный вопрос. Вырастут ли зп у чиновников? Несомненно и в разы. Еще и бонусы появятся. Только и ответственность вырастет с рисками. Неисполнение соглашение ведет к автоматическому увольнению без права государственной службы. Не начальник принимает решение по его прихоти, а лишь те параметры соглашения, которые принял сам управленец, когда нанимался на работу или вступал в должность.
Сложно ли создать подобную систему? Несомненно. Есть ли шанс, что она будет создана при текущей власти? Нет. Так как она полностью разрушит вертикаль. Всерешающий Путин на вершине потеряет актуальность, потому что нечего будет решать, кроме стратегических задач, которые экспертные советы решают намного лучше, чем любые индивидуалисты. Конечно, же вырастут требования к кандидатам. Нельзя будет взять на работу приятеля брата (условно), потому что он не будет проходить по: образованию, опыту, знанию отрасли или еще чему-нибудь.
Примет ли эту систему простой народ? Думаю, что с большим трудом. Она сильно урезает потенциал социальных лифтов в моменте, хотя в долгосрок их расширяет. Но кто же у нас думает стратегически?