Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Как лучше строить знакомство с современным азиатским кино?

Кино
Sergey Kozin
  · 861
кинокритик  · 9 сент 2015

Стратегий знакомств с азиатским кино может быть несколько, и они зависят от предпочтений. Если больше интересно популярное кино, то можно выбрать страны и жанры, запастись терпением и отвагой, смотреть какие-то прокатные хиты и отмечать, чем они отличаются от европейского или американского популярного кино. Здесь нужно учитывать особенности стран (средний достаток и образованность публики) и киноиндустрий. Например, в развивающейся стране с невысоким уровнем проникновения высшего образования мэйнстрим будет соответствующим (см. трейлеры популярных филиппинских комедий). С другой стороны, в богатой Японии очень вялый монополизированный кинопрокат, и там прокатные хиты - обычные блокбастеры («Вечный Зеро» как «Сталинград» только про героических камикадзе), полнометражная анимация (Дораемон, новый дораемон и еще дораемон в 3D) и по праздникам мэйнстримовые фильмы Миике и Накасимы. Страны с более интересным популярным кино - Южная Корея и Китай. Тут, правда, тоже не всё просто. В Китае сейчас бум кинопроизводства и кинопроката, делают они очень много, очень популярных и часто очень плохих фильмов, причем обычно в 3D. Кассу собирают даже выпущенные в кинопрокат эпизоды телевизионных реалити шоу. Известность режиссера или наличие у него европейских фестивальных призов ничего не гарантируют - номинант на Оскар и обладатель берлинского Серебряного медведя Гу Чанвей выпустил в прошлом чудовищную молодежную комедию. Каким-то постоянством отличается, например, режиссер Питер Чан, но это потому, что он сам продюсирует свои фильмы. В южнокорейском кино и в киноиндустрии всё хорошо, можно даже смотреть без опаски фильмы из топ10 проката за год, но у неподготовленного зрителя могут возникнуть проблемы. Главная особенность корейского кино в том, что стержень сценария там не история героя (его цели и мотивации), а эмоциональная динамика этого героя, и соответственно, для режиссеров важно эмоциональное воздействие на зрителя. В зависимости от жанра, это может быть просто сентиментальность и прямой показ эмоций (в корейском кино и в сериалах плачут даже мужчины) или более сложные приемы - моральная амбивалентность (не просто положительные голливудские антигерои, а как у Пак Чхан Ука в Трилогии мести, где нет ни одного положительного героя, и зритель вынужден сочувствовать злодеям), эмоциональный контрапункт (резкая смена тональности от трагедии к комедии как, например, во «Вторжении динозавра» Пон Чжун Хо) и так называемые сложные эмоции, связанные с корейскими культурными особенностями, историей и т.д. Корейская публика к такому привычная, и, собственно, этими особенностями объясняется, почему корейское кино успешнее голливудского в родном корейском прокате. А у западных зрителей вызывал трудности даже адаптированный и англоязычный «Сквозь снег» Пон Чжун Хо – «Крис Эванс признался, что ел детей, как можно ему сочувствовать????»

Кроме популярного есть еще, конечно, независимое и фестивальное кино. Тут лучше ориентироваться не на консервативные большие фестивали, а на смотры поменьше вроде роттердамского, Локарно и пусанского. Можно выбирать темы (квир кино, социальные проблемы, постколониализм), тренды (замысловатые фестивальные фильмы об исторических травмах от раннего Чень Кайгэ до Райя Мартина и камбоджийского «Исчезнувшего изображения») и стили (прежде всего, вечно живой азиатский минимализм). Важно еще помнить, что в связи с цифровой революцией независимое кино в Азии сейчас больше не ограничивается экспортными фестивальными фильмами, есть микробюджетные японские, корейские и даже тайские фильмы, ориентированные на внутренний ограниченный прокат. Эти фильмы могут быть значительно интереснее того, что награждают на больших европейских фестивалях. В Корее, например, целое течение последователей Хон Сан Су – это минималистские разговорные драмы и комедии, как правило, с экспериментальной структурой. В Японии очень интересное независимое кино (вот сейчас в Сан-Себастьяне будет специальная ретроспектива фильмов последних 15 лет: sansebastianfestival.com), но новые фильмы, если это не работы Наоми Кавасе, в интернете трудно найти. Что происходит в Китае с независимым цифровым кино прямо сейчас, неизвестно. Проката для него нет, несмотря на бум, цензура в стране, похоже, усилилась. На сегодняшний день самые крутые китайские независимые фильмы (за последние 7-10 лет) это «Зимние каникулы» Ли Хонци, «Воловья шкура», и «Воловья шкура 2» Лю Цзяинь. Вот уже 5 лет мы ждём сиквел «шкуры», но будет ли он.