Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Политическое убежище в Германии. Что об этом стоит знать?

ПолитологияЮриспруденция+3
Анонимный вопрос
  · 1,7 K
физик-теоретик в прошлом, дауншифтер и журналист в настоящем, живу в Германии  · 23 мар 2018

Автор вопроса собирается просить в Германии политубежище? Если нет, то и знать ничего не стоит, коли живёте не в Германии.

    • +

Не берусь пересказывать все, что "стоит знать" потенциальному беженцу (я столько не знаю) и даже - все то, что знаю.

Скажу, что есть три типа признанных беженцев и оснований для получения убежища: ио

  1. Asylberechtigung - право на политубежище в силу конституционной нормы (Art. 16a GG, https://www.gesetze-im-internet.de/gg/art_16a.html )
  2. Flüchtlingsschutz - право на убежище в силу Женевской конвенции о статусе беженцев (http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/refugees.shtml )
  3. Subsidiärer Schutz - иное (субсидиарное) право на убежище - в силу одной из норм немецкого Закона о беженцах (§ 4 AsylG, https://www.gesetze-im-internet.de/asylvfg_1992/__4.html ) и аналогичной нормы ЕС (Richtlinie 2011/95/EU, http://eur-lex.europa.eu/legal-content/DE/TXT/PDF/?uri=uriserv:OJ.L_.2011.337.01.0009.01.DEU )

Далее, есть категория лиц, не получивших статус беженца, но получивших временный вид на жительство из-за "запрета высылки" (Abschiebungsverbot, § 60 AufenthG; http://www.gesetze-im-internet.de/aufenthg_2004/__60.html ). Причины запрета (из относящихся к теме и не перекрывающихся с "настоящими" беженцами):

  • высылка в государство XYZ нарушит права, гарантированные Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод (https://www.echr.coe.int/Documents/Convention_RUS.pdf ), § 60 Abs.5 AufenthG; или
  • там высылаемому грозит существенная опасность для жизни и здоровья, § 60 Abs.7 AufenthG.

AufenthG - это Закон о пребывании (виды на жительство и т.д.).

Есть ещё категория лиц, не получивших ни статус беженца, ни вид на жительство, но и не высылаемых до поры (Duldung, § 60a AufenthG http://www.gesetze-im-internet.de/aufenthg_2004/__60a.html ).

Сюда относятся, в частности, соискатели убежища (Asylsuchende), чье заявление ещё окончательно не рассмотрено. Впоследствии их вышлют (депортируют или потребуют выехать самостоятельно), либо оставят (навсегда или временно) в одном из вышеперечисленных статусов.

Соискатель убежища, как правило, не может рассчитывать на статус беженца в Германии, если транзитом находился на территории другой безопасной страны, где мог бы обратиться за убежищем. Все соседние с ФРГ страны сейчас считаются безопасными. Поэтому Меркель имела право и даже была обязана (если собиралась соблюдать немецкие законы, написанные с учетом всех международных соглашений и обязательств, равно как и конституционных норм самой ФРГ) выслать всех соискателей, прибывших сухопутным путем. А критиковавшийся ею Орбан был совершенно прав, когда пресек транзит через территорию Венгрии и требовал либо подавать заявление об убежище в Венгрии (некоторые подавали, кстати), либо валить туда, откуда пришли. Он имел право так поступить и даже был обязан в рамках международного права это сделать (пресечь транзит).

Хотя, конечно, если бедняжку соискателя везли в ФРГ злые контрабандисты неведомым путем в фургоне без окон, то неясен маршрут и вопрос об убежище/неубежище придётся решать ФРГ. Но разумнее соискателю, все же, лететь самолетом или плыть кораблем без промежуточных посадок и заходов в порт. 

Ну, и можно подать заявление об убежище, если просто легально находился в Германии, а в твоей стране в это время что-то произошло. Как, например, посиупили некоторые работники турецкого посольства после начала нынешних репрессий в Турции. Могли и какие-то турецкие туристы так поступить.

    • +

Теперь подробнее о каждой категории - в обратном порядке.

Политические беженцы, как правило, имеют право на убежище сразу по двум основаниям - Art. 16a GG и Женевская конвенция. Если и есть какие-то особые ситуации, когда срабатывает только что-то одно, то я о них не знаю. В любом случае, статус один и тот же, а основанием для преследования должны быть:

  • политические взгляды, или
  • религиозные убеждения, или
  • раса (в трактовке Женевской конвенции, а не как вы привыкли это понимать), или
  • принадлежность к социальной группе.

Все остальное - это не политические, или вообще не беженцы.

И есть доп. условия. Например, невозможность найти убежище в своей стране. Скажем, преследуемый властями "ДНР" человек, как правило, не будет преследоваться на неоккупированной территории Украины и, соответственно, может там найти убежище. Поэтому он вряд ли получит убежище в ФРГ, так как ему предложат вернуться в Украину, или депортируют туда.

Субсидиарные беженцы – это НЕ политические беженцы. Люди, не подпадающие под защиту Основного закона ФРГ или Женевской конвенции, но которым, тем не менее, грозит серьёзная опасность в их стране. На практике речь часто идёт о беженцах из стран, охваченных вооружёнными конфликтами, например из сегодняшней Сирии. Их не за что-то там преследуют, а могут просто убить ни за что. Ну, или кого-то преследуют, но причины не из числа вышеперечисленных четырех "политических".

Права субсидиарных беженцев ограничены по сравнению с правами политбеженцев, чей статус закреплён в немецкой Конституции, или в международной конвенции. В частности, два года назад – в период массового наплыва соискателей убежища – было временно отменено право субсидиарных беженцев на воссоединение семей (Familiennachzug), то есть на въезд к ним супругов и несовершеннолетних детей (для несовершеннолетних беженцев – родителей). Запрет действует до 31.7.2018, а с августа будет разрешен въезд не более тысячи членов семей субсидиарных беженцев в месяц. Эти правила отражены в новой редакции § 104 Закона о пребывании (AufenthG). Для более привелигированных политбеженцев этого ограничения нет.

Кроме того, субсидиарные беженцы обычно получают временный вид на жительство на более короткий срок, чем первые две категории.

Abschiebungsverbot (не беженцы, но получили вид на жительство) - это, например, вариант, когда человеку регулярно требуется диализ, а на его недоразвитой родине ничего такого нет вообще и он там просто умрет. Тут уже возможность продлевать вид на жительство зависит не только от ситуации на родине чудесной, но и от прочих обстоятельств.  Например, выздоровел - могут выслать, если не высылали из-за невозможности лечиться на любимой родине.

Надо понимать, что убежище и вид на жительство, в принципе, даются не пожизненно. Пока и если основанием пребывания остаётся именно и исключительно статус беженца, а вид на жительство не бессрочен, последний могут не продлить или аннулировать из-за изменения ситуации на родине. А ещё - из-за достаточно тяжелого уголовного преступления, например.

Если есть вид на жительство, можно найти работу, слезть с шеи налогопоательщиков и иметь гарантию, что не вышлют из-за утраты статуса беженца (переоформил, если надо, вид на жительство на такой же по другому основанию - работа - и живешь себе дальше). Или, например, можно заключить нефиктивный брак с постоянным жителем страны. И т.д. Альтернативно, дрожишь, что на родине, не дай бог, станет лучше и придётся туда вернуться, если еще нет права на постоянный вид на жительство.

Еще упоминался выше статус Duldung. Это совсем уж на птичьих правах. В принципе, могут выслать в любой момент.

Duldung - это какие варианты? 

Соискателей убежища я уже упоминал. Пока не решат, что с ними делать, то и не высылают. Временно.

Другой вариант, надо бы выслать, но не получается. Неясно куда, или родина не признаёт / не принимает блудного сына. Рано или поздно Германия подкупает эту самую родину экономической помощью недоразвитым, или, наоборот, грозит прекратить оную. И высылает всех блудных сынов и дочерей, не удостоенных вида на жительство. Или не сынов и не дочерей, если новую родину удалось уговорить принять чужих ценных людей.

Третий вариант - по гуманитарным причинам и т.п. Были, допустим, беженцы, или не беженцы, но долго жили-были. Наконец,  основания для пребывания или запрета высылки отпали.  Но дети N лет ходили в немецкую школу. И надо бы иному детю доучиться год-полтора. Ну, могут семью выслать в родную Албанию или Афганистан, а детя - по его настоятельной просьбе - оставить доучиваться. На этих самых птичьих правах, если не дадут временный вид на жительство.

    • +

Естественно, раз живешь в Германии, то имеешь дело с разными ведомствами. Надо что-то заполнять/подписывать (или не подписывать ни в коем случае), подавать заявления и возражения и пр. Незнание закона не освобождает от последствий возможных ошибок.

Лица без достаточных доходов и сбережений могут получить ДОСУДЕБНЫЕ юридическую консультацию (как правило, от адвоката или от юриста в местном суде низшей инстанции или спецведомстве) и представительство (например, в переписке с ведомствами, заполнении анкет и пр.) за госсчет - в рамках правовой консультационной помощи (Beratungshilfe, или Rechtsberatungshilfe). Возможна и аналогичная юридическая помощь В СУДЕ (Prozesskostenhilfe). Beratungshilfe и Prozesskostenhilfe не являются специфическими видами помощи для беженцев, соискателей убежища или иностранцев вообще: это просто часть правовой системы и порой на такую помощь можно претендовать даже постоянно проживая за рубежом (например, пытаясь получить через немецкий суд алименты с жителя Германии).

Отмечу, что Fachanwalt für Migrationsrecht - это ОСОБО высококвалифицированный специалист ИМЕННО в области законодательства об иностранцах (куда относятся и законы о беженцах и их правах), сдавший спецэкзамен, регулярно повышающий квалификацию именно в этой области и т.д. Это - официальная квалификация. Fachanwalt für XYZ - это особо квалифицированный специалист в чем-то другом (в XYZ). А Anwalt / Rechtsanwalt - это просто юристы. Они могут вести дела в любой области, но их ОСОБАЯ квалификация в какой-то из них официально не подтверждена. Любые дополнения не значат ничего, кроме желания/готовности работать в особо указанных областях. Они могут быть замечательными опытными специалистами в этих областях, или не быть ни замечательными, ни опытными.

    • +

ИНФОРМАЦИЯ по этим и другим темам есть в интернете на русском языке (не всегда полная и не всегда абсолютно достоверная). На немецком отмечу такие источники информации, как Федеральное ведомство по делам мигрантов и беженцев (BAMF, http://www.bamf.de/ ), впрочем там есть информация и на русском (крайне скудная) http://www.bamf.de/RU/Startseite/startseite-node.html . Для имеющих практический интерес к немецким законам об иностранцах (не только о беженцах) настоятельно рекомендую сайт http://www.info4alien.de (на немецком, разумеется). Во-первых, там есть структурированная информация по всем основным темам. И, во-вторых, есть форум, где можно задать вопрос или несколько. (Только ознакомьтесь сперва с имеющейся информацией и ответами на вопросы других.) В-третьих, среди отвечающих есть (возможно, преобладают) работники ведомств по делам иностранцев, знакомые не только с нормативными актами, но и с реальной практикой.