Почему люди теряются, когда их просят что-то объяснить?

5043
2
0
7 сентября
20:48
сентябрь
2015

У Михаила Веллера есть рассказ, потрясающе иллюстрирующий условность большинства представлений, называется «Памятник Дантесу» (дети встают на сторону Дантеса и отказываются признавать величие Пушкина – преподаватель литературы безуспешно пытается их переубедить). Вообще, тут целая куча и психологических (первые 3 пункта), и культурных причин.

1. Когда Вы спрашиваете что-то у человека, то у него в голове запускается длинная цепочка мыслей и предчувствий. Прежде чем дать ответ, нужно самому для себя ответить на ряд вопросов: почему обратились именно ко мне; есть ли скрытые мотивы; от меня хотят получить сухие данные или мое личное мнение; какая будет реакция, если ответ не устроит; вопрос ли это, вообще, или желание продемонстрировать собственные знания. Например: «удачен ли Евгений Онегин в переводе Набокова?» - это может быть или демонстрация собственного уровня знаний, или попытка поставить собеседника на место, или демонстрация того, что Вас считают человеком «своего круга» (снисходительная или искренняя), или попытка навязаться в Ваш круг общения, или сказано это Вам, но не для Вас. Ответив на эти вопросы, нужно подумать о собственных целях, что я хочу показать своим ответом. Тут тоже множество вариантов, каждый из которых опирается на прогноз реакции собеседника. У самых счастливых это все просчитывается на автомате. Некоторые зависают)

Мне, например, кажется, что Вы, задавая вопрос, вполне могли желать не получить ни одного ответа – это было бы символично и забавно (я могу и ошибаться). Исходя из этого, я бы мог Вам подыграть, но, как видите, не подыграл)

2. Вопрос, сам по себе, может быть некорректен. Например, девушка спрашивает у своего кавалера: «А что именно тебе во мне нравится?». На этот вопрос ответить невозможно, потому что «нравится» - это не логическая категория, он никогда не принимал решения на этот счет. Описывать свои эмоции, ощущения, да и само удовольствие, человек не способен.

3. Неуверенность в себе, нежелание выглядеть глупо и т.п. Часть людей в глубине души (где-то очень глубоко) считают себя "не умными", при этом, сами себе в этом не признаются. Такие люди всегда очень сильно обижаются, если кто-то усомнится в уровне их интеллекта и, в том числе, всячески избегают ситуации «экзамена». Вообще, если человек на что-то обиделся – значит Вы попали точно в цель, в его больное место. Тут, конечно, надо понимать, что в культуре есть вещи, на которые принято обижаться (например, в Росси, если человека называют геем, он должен оскорбиться, а по тюремным законам, если я правильно понимаю, должен убить своего обидчика за это оскорбление).

4. Тотальная некомпетентность всех во всем. Любой ученый по-настоящему разбирается только в том, что сам исследует (а это всегда очень узкая сфера). Если в точных науках общая осведомленность еще достаточно высока (хотя физик, к примеру, запросто может не понять математика), то в гуманитарных науках все намного хуже. Доктор исторических наук, изучающий войну с Наполеоном, может запросто путаться в истории СССР и это совершенно нормально, – при этом, ему будет очень неудобно, если он не сможет ответить на какой-то вопрос, поскольку окружающие полагают, что доктор наук обязан быть компетентен во всем курсе истории (хотя это просто невозможно).

5. Неудобные вопросы. Попробуйте спросить у обычного школьного педагога (который должен, по идее, разбираться в детях) что-нибудь о воспитании ребенка. Многих этот вопрос ставит в тупик и это понятно. В институте его учили преподавать математику, а Вы у него спрашиваете, например, как отучить трехлетнего сына брать без спроса конфеты) Если мне делают замечание по поводу неправильного ударения в слове – я могу попросить дать ссылку на научную работу, которая бы это доказывала (разумеется, в шутку)… Ни от одного знакомого музыканта не могу добиться, почему они считают исполнение музыки искусством и где, собственно, грань между техникой игры и искусством исполнения.

Конечно, гармоничные люди в эти игры не играют))) Другое дело, что таких людей не существует)

60
3
март
2016

Само слово - "теряться" означает испытывать трудности или лишаться спокойствия. Обычно человек испытывает такое состояние если он не был подготовлен к вопросу или находился в другом состоянии (птичек в окошке считал). И тут бац - внезапный вопрос, требующий аналитических размышлений. В мозгу происходит прерывание, текущее состояние вытесняется, начинается насильственная загрузка чужих идей, человек мычит и делает удивленное лицо.
Вообще я сомневаюсь, что есть какая то корреляция возникновения прерывания с вопросами, касающихся объяснения (составления целостной картины), скорее с любым интеллектуальным вопросом (например, сколько будет 14 Х 13).

3
0
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта