Про-феминисты (Мужчины, поддерживающие феминизм) внутри феминистического движения или параллельно ему?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
0
5 ответов
Поделиться

Я думаю, что это зависит от конкретного направления феминизма, которое этот мужчина поддерживает. Существуют точки зрения (больше характерные для радикального феминизма), что мужчины не могут быть феминистами в полном смысле этого слова, поскольку не имеют женского опыта угнетения, а их полная идентификация с феминистским движением ставит под угрозу его автономность от мужского взгляда и может привести к тому, что мужчины, условно говоря, «захватят власть». Поэтому в таких случаях мужчин, разделяющих схожие с феминистками ценности, называют исключительно про-феминистами (если вообще допускают возможность союзничества, что бывает далеко не всегда). В каких-то других феминизмах вполне допустимо может быть называть мужчину феминистом, если он декларирует феминистские взгляды и тем более участвует в активизме.

С другой стороны, про-феминистом можно также назвать мужчину, который не относит себя к какой-то конкретной феминистской группе, или вообще не концентрируется на проблемах женщин, однако считает, что эти проблемы достойны и нуждаются в решении и поддерживает феминисток, сам занимаясь чем-то другим. Такими про-феминистами бывают многие левые активисты, борцы за права ЛГБТК+, некоторые маскулисты (хотя это в последнее время встречается всё реже). Таких про-феминистов — сочувствующих, но не участвующих — вполне можно назвать «параллельными» феминизму: они, как параллельные линии, всегда рядом, но не пересекаются, потому что у всех свои области интересов. В этом же смысле многих феминисток можно назвать про-маскулистками: они занимаются борьбой за права женщин, однако сочувствуют и адекватным проектам в сфере мужских интересов (типа борьбы с воинской повинностью или критики гегемонной маскулинности).

8
-2
Прокомментировать

Не существует "феминистского движения" как некой целостной организации. В феминизме много направлений, и по поводу мужчин в феминизме существуют разные мнения. 

Например, ряд радикальных феминисток выступают за полную сепарацию от мужчин. 

Другие феминистки считают, что мужчины могут быть союзниками феминисток, но их мнение по фем-повестке всегда должно быть на втором месте. 

Я считаю, что мужчины вполне могут быть нашими союзниками. Если они при этом хотят называть себя про-феминистами и феминистами - пожалуйста. Главное - думать и делать полезные для феминизма вещи.

Anna Fedorovaотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
3
-1
Прокомментировать

Отношение к участию мужчин в движениях за гендерное равенство зависит от направления феминизма. Большинство направлений радикального феминизма поддерживают создание отдельных чисто женских организаций. Многие из них ориентированы не столько на общественную активность, сколько на рост самосознания женщин в небольших группах и организациях и создание безопасных пространств для женщин. При этом в развитых странах, и в меньшей степени в России, многие радикальные феминистки положительно относятся к отдельным мужским организациям, поддерживающим радикальный феминизм, предпочитая называть участвующих в них мужчин не феминистами, а профеминистами. В мире, но не в России, сепаратные тенденции в радикальном феминизме несколько ослабевают.

Для социалистического и либерального феминизма более типично участие не только женщин, но и мужчин. За рубежом есть чисто гендерные левые и либеральные политические организации, в которых участвуют и женщины, и мужчины при преобладании женщин, особенно в руководстве. В России о таких организациях мне неизвестно. В России была попытка создания феминистской партии, которая, насколько знаю, так и не была создана. Большинство участниц, как сообщалось в Интернете, решили, что руководство должно состоять только из женщин, при приеме в партию и мужчин рядовыми участниками. Формы сепарации и ограничения участия мужчин в гендерных организациях и мероприятиях могут быть разными, и к ним также склонны в основном некоторые радикальные феминистки. Например, на школе феминизма в России, кроме мероприятий, организованных совместно с "Яблоком", мужчинам разрешалось высказываться в конце только один раз. Или была ситуация на гендерном мероприятии в одной из скандинавских стран, когда мужчинам запретили голосовать, и после этого большинство мужчин и часть женщин покинули мероприятие в знак протеста. Подобные ограничения не могу одобрить, и не только из-за мужского биологического пола. В мире, в том числе в России, проводились и не сепаратные гендерные мероприятия и митинги, в том числе по инициативе левых и либеральных политических организаций. Многие политические организации включают гендерные вопросы в сферу своей деятельности, включая несистемных демократических левых - антисталинистов и интернационалистов, в том числе троцкистов и анархистов. Феминизм в России и в мире поддерживают также некоторые маоисты. Среди либеральных организаций в России известна гендерная фракция "Яблока", в которых есть и мужчины при преобладании женщин. Можно отметить, что и сами мужчины чаще связывают вопросы прав женщин с прочими политическими вопросами.

Сам термин профеминист, а не феминист по отношению только к мужчинам означает тенденции к поддержке разделения по биологическому полу. Можно отметить ряд причин, по которым многие феминистки это поддерживают с сепарацией от мужчин. Радикальный феминизм обычно считает гендерное неравенство выгодным всем мужчинам без учета социального неравенства. Например, существуют догмы об эмоциональном и сексуальном обслуживании мужчин женщинами, но в реальности личные отношения становятся в условиях гендерного неравенства неполноценными и для мужчин. Наиболее реальной привилегией мужчин из различных социальных слоев является возможность возложить на женщин неоплачиваемый и ограничивающий участие в общественной жизни труд по дому и воспитанию детей на женщин, но и здесь положительной альтернативой для людей обоего пола является развитие общественного оплачиваемого труда, в котором заняты люди обоего пола. Заинтересовать в гендерном равенстве можно и мужчин.

Мужчины действительно чаще склонны к поддержке патриархального порядка и реже поддерживают гендерное равенство, чем женщины. Некоторые феминистки делают из этого вывод, что вопросы взаимодействия с мужчинами следует отложить на будущее. Но патриархальные нормы, которые вредят самим женщинам, поддерживают и многие женщины, особенно в таких патриархальных странах, как Россия. Важнее убеждения конкретного человека, чем ее или его биологический пол. И мужчин, и женщин убедить в поддержке гендерного равенства бывает сложно, но это не значит, что это невозможно. Некоторые радикальные феминистки считают, что  мужчина не может понять вопросы гендерного равенства из-за социализации и опыта в патриархальном обществе. Но при более высоком социальном положении мужчин, как группы, гендерное неравенство ущемляет и многие права мужчин, а поддерживать интересы дискриминируемой группы можно и вопреки эгоистическим интересам, не принадлежа к ней. Опыт мужчин, а не только женщин, может представлять ценность с точки зрения прав женщин.

Ряд радикальных феминисток придерживаются догмы, что из-за дискриминации у женщин нет ресурсов, чтобы объяснять мужчинам вопросы гендерного равенства. Но ресурсы определяются не только биологическим полом, и любой человек может объяснить другому человеку вопросы гендерного равенства независимо от пола этих людей. Не у всех людей есть возможности активно поддерживать гендерное равенство, но не следует культивировать роль женщины, как беспомощной жертвы, и гендерное разделение.

Существуют опасения что из-за усвоенных гендерных ролей мужчины будут проявлять тенденцию к доминированию на гендерных мероприятиях. Но такие качества могут проявлять и женщины. Эти вопросы можно решить модерируемой дискуссией по руке, при необходимости ограничивая одних участников и участниц и помогая менее активным высказаться. Немодерируемая дискуссия на мероприятиях радикальных феминисток с претензией на горизонтальность во многих случаях приводит к установлению жесткой неформальной иерархии между участницами, когда более активные подавляют менее активных.

Многие направления радикального феминизма поддерживают сохранение женской гендерной идентичности и отстаивают женскую группальность. Но фактически это означает поддержку гендерного разделения, которое и так насаждается обществом гендерного неравенства. Необходима солидарность и женщин, и мужчин в отстаивании гендерного равенства. Последовательная поддержка гендерного равенства включает в себя отношение к человеку независимо от ее или его пола, лишенное предубеждений. Но сексизм мужчин опаснее, чем внутренняя мизогиния женщин.

Не все феминистки готовы отказаться от доброжелательного сексизма и маскулинных требований к мужчинам, активно выбирать мужчин-антисексистов и проявлять инициативу в отношениях. Вопросы равной ответственности независимо от пола, которые могут заинтересовать и многих мужчин в гендерном равенстве, многие феминистки не анализируют или ставят на второй план. Маскулинные роли мужчин в вопросах дохода и обязательной уверенности в себе поддерживает так называемый российский радфем при мизандрической риторике. Эти течения распространились в России, начиная с 2012 года в условиях нарастания патриархальных тенденций во власти и разочарования многих женщин в общественной деятельности. Они далеки от мейнстрима международного радикального феминизма и частично восходят к зарубежному так называемому трансэксклюзивному радикальному феминизму (TERF), усиливая его отрицательные черты. Они отрицают важность вопросов угнетения по признаку гендера, а не только биологического пола, проявляя враждебность к трансгендерным и гендерно-нетипичным людям и мужчинам, поддерживающим феминизм, которые не вписываются в их примитивную картину, где все мужчины насильники а женщины - беспомощные жертвы. Проще говоря, их взгляды сводятся к тому, что все мужики были, есть и останутся козлами, и ничего сделать нельзя. Такое пораженчество и заявления о бесполезности борьбы с сексизмом мужчин не имеют ничего общего с поддержкой гендерного равенства и больше всего наносят вреда женщинам, не предлагая никакой программы действий по отстаиванию своих прав. К сожалению, подобные течения оказали влияние на российский феминизм, в котором усилились сепаратные тенденции и мизандрическая риторика.

Сепарация женщин от мужчин может иметь положительное значение. Например, как форма квотирования в пользу женщин в сфере оплачиваемого труда и в образовательных учреждениях, при создании убежищ или для объединения женщин, переживших насилие, и в прочих случаях. Но достичь гендерного равенства невозможно, не изменив отношение к этому вопросу не только женщин, но и мужчин, и не привлекая и мужчин к поддержке гендерного равенства. Многое зависит от того, чтобы мужчины интересовались этими вопросами и отказывались от сексизма.

3
-2

Маскулинные роли мужчин в вопросах дохода и обязательной уверенности в себе поддерживает так называемый российский радфем при мизандрической риторике. Эти течения распространились в России, начиная с 2102 года.

— у вас прямо по Фрейду опечатка в дате... (Понятно, что речь о 2012-м.)

0
Ответить

Исправил.

0
Ответить
Прокомментировать

Уже высказывался в другом вопросе: https://thequestion.ru/questions/270085/muzhchina-feminist-ili-profeminist

Подборка вопросов по теме: https://thequestion.ru/questions/365251/mozhet-li-byt-muzhchina-femenistom-i-chto-to-v-takom-rode

Уточню, что, к сожалению, в российском фем-движении сильны мизогинные настроения и откровенно пораженческая риторика.Это порождает предвзятость к профеминистам и мужчинам вообще. Среди феминисток распространено неверие в себя и других женщин: постулируется, что те якобы не могут на равных вести диалог с мужчинами, создавать гендерно нейтральные дискуссионные площадки и модерировать их. Странно представить, как же тогда такие экзальтированные “амазонки” общаются с живыми мужчинам в реальной жизни и в рамках социальных институтов...

К ещё большему сожалению, насчёт мужского фактора в феминистском движении до сих пор нет консенсуса — вплоть до разногласий вокруг спектра политической борьбы феминизма (за права женщин? за права человека? за равноправие для всех?). 

Поэтому я за гендерное равенство, адепты которого не обязаны надевать на себя священную приставку про-.

И ещё познавательный вопрос: https://thequestion.ru/questions/136192/zachem-nekot-feministki-stroyat-reduty-ot-profeministov-i-dazhe-trebuyut-ot-nikh-raskayatsya-v-proshlom-no-pri-etom-offlain-pytayutsya-uzhitsya-s-chut-li-ne-seksistami

Владимир Бородинотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
3
-6
Прокомментировать

Феминизм — женское движение за женские права. Не существует мужских движений за права женщин. Есть отдельные мужчины, которые являются союзниками феминисток. Они являются частью феминистского движения, потому что параллельных движений — нет.

1
-9

Есть про-феминисты, которым запрещают называть себя феминистами, критиковать феминисток.(Только про-феминистов, а иногда - Только мужчин)

Вопрос не о "ином движении", а о вытекающем из основного.

0
Ответить

Феминизм ЗА РАВНЫЕ права мужчин и женщин, а не за права женщин.

0
Ответить
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью