женя кочетов
март 2018.
1041

Почему приличный человек должен ненавидеть буржуазность/мещанство/бюргерство/филистерство?

Ответить
Ответить
Комментировать
20
Подписаться
4
4 ответа
Поделиться

Смотря что понимать под буржуазностью в 21-м веке. Просто ли это наличие достойного заработка в большом городе и высокий уровень потребления? Думаю нет, сегодня человеку из деревни при определённой доли везения может быть доступен такой же уровень благ, как и наследнику богатого родственника. Он будет ездить на Панамере, ты будешь на подержанном Лексусе, но это далеко не такой разрыв как между городским буржуа 18-го века и крепостным. Превращает ли наличие Лексуса в буржуя? Вряд ли. 

Скорее буржуазность это некая кастовость. Естественное для прошлых веков разделение с рождения на высших, средних и низших людей, которые не могут и не имеют права перейти на другой уровень. Твой прадед 100 лет назад был промышленником, значит ты всю жизнь будешь ассоциироваться с его достижениями и иметь высокий уровень доверия в обществе, хотя сам можешь быть полным нулём. Некий социал-дарвинизм, который чуть позже в 20-м веке переродился в теорию фашизма и культа естественной иерархии. В прошлые века иерархию определяло твоё происхождение и деньги, теперь твоё место за тебя решали люди с ружьём, горячим сердцем и холодными головами. 

Жизнь буржуа тепло и лампово показана например в сериале "Аббатство Даунтон", где образованные люди из высшего света мило общаются между собой, называют прислугу на Вы, всё очень чинно и со временем можно проникнуться той Англией, которую мы потеряли. Однако, эта жизнь хороша в вакууме, без соприкосновения с развитием человечества. Как только отрывается дверь и в вековой дворец проникает Первая мировая или разрешение на обучение для женщин, всё очень быстро рушится и превращается в посмешище. 

Примерно такая буржуазность и мещанство обычно всегда и высмеивается в произведениях культуры. При этом сами писатели или музыканты могут быть миллионерами и жить лучше многих представителей буржуазии.

Denis Poleshkinотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
11
-3

Вы путаете аристократию и буржуазию?  В условиях британского общества извечные враги между прочим при всех вежливых улыбках вплоть до вынужденного союза. В Аббатстве представлена как раз трагедия заката аристократии с её нелепыми дворцами и ритуалами, а не буржуазии пришедшей ей на смену и принесшей этот самый закат.
Аристократы традиционно считали браки с буржуа мезальянсами, а на предпринимательскую деятельность (за исключением самых прогрессивных представителей) смотрели свысока, шли вынужденно и неохотно, считая это занятие недостойным приличного человека.
Буржуа же в исторический период сериала часто обвинялись именно в поверхностном подражании аристократам. И кстати говоря в грубом обращению с прислугой без сохранения традиционной для "истинных аристократов" дистанции и почтительности.  
Буржуа было принято считать сочетанием худшего из верхов - расточительности, вседозволенности, аморальности, и низов - грубости, пошлости, необразованности, безвкусия.  Их обвиняли в недостатке достоинства, благородства, принципов, идеалов, манер и т.д.  
Потому объединять или путать эти два класса невозможно. Облик буржуа конечно же стремительно менялся в течении 20-го века.

+2
Ответить

Хорошее замечание, вы копнули ещё глубже.

+1
Ответить

При этом сами писатели или музыканты могут быть миллионерами и жить лучше многих представителей буржуазии.

Последнее предложение прекрасно демонстрирует полное не пониманием автором ответа поднятой темы.

+1
Ответить
Прокомментировать

Эм, а он должен их ненавидеть? Как бы, это прерогатива безграмотных, суеверных и легковнушаемых - ненависть. Сам феномен классовой борьбы базируется на том, чтобы использовать не очень умных граждан для удовлетворения целей небольшой кучки людей. Вся эта болтовня про аскезу и т.д, это враньё и лицемерие - почему-то большинство пропагандирующих добровольный отказ от удобств и доходов - не очень-то спешат от своих богатств отказываться.

3
-1

а разве аскеза противопоставляется буржуазности/бюргерству/мещанству? разве неприятие к такому образу жизни это неприятие к доходам, богатству и комфорту? при чем суеверия, например, к классовой ненависти? может, вы имели в виду предубеждения?
о сабже писали многие выдающиеся умы 20-го века, помимо шариковых, которых вы судя по всему сразу себе нарисовали. об этом снимали фильмы (бунюэль, феллини, майкл ли и многие другие), писали книги (гессе, манн, набоков и многие другие),  писали оперы, симфонии, поэмы. и все это люди образованные, сознательные. вопрос конечно же был задан в ироничном ключе и ненависть тут как звероподобное брызганье слюной в лучших традициях  восточноевропейского мракобесия не подразумевается.

0
Ответить
Прокомментировать

Ничего никто никому не должен. Вы можете быть приличным человеком и быть приверженцем правых взглядов. Это ваше право, ваша жизнь и никто не имеет права запрещать вам. До тех пор, пока вы не призываете к убийствам, не поддерживаете власти тиранов и диктаторов, не отказываете другим странам и людям в правах (в том числе на существование и жизнь), вы приличный человек. 

С другой стороны, в университетских средах довольно много людей с левыми взглядами. Реже это принимает вид коммунистических идей. Тут встаёт вопрос, что первичней: профессор стал приверженцем левых взглядов, или его приняли в университетские круги потому, что у него левые взгляды. И оба взгляда имеют право на жизнь.

3
-1

а почему сразу левые/правые?  разве осуждают названные выше явления "левые или правые"? убежденные либералы страстно критиковали бюргерско-мещанскую ментальность, убежденные коммунисты делали то же самое.  каждый это делал по своему. к этим явлениям существует пренебрежение.  в выдающихся произведениях литературы, кино и музыки всего 20-го века.

0
Ответить
Прокомментировать

Приличный человек не должен ненавидеть. Приличный человек должен жалеть, понимать, разъяснять и просвещать.
А еще он должен уметь защищать свои идеалы и принципы, не опускаясь до травли неугодных и не поддаваясь на давление окружения. Делать это можно по-разному. Иногда молчание и бездействие для противника страшнее слова и удара. А иной раз без применения силы не обойтись.
Главное, надо помнить: нет абсолютной истины и справедливости, есть только интересы и борьба за них. Вы в глазах людей с иными взглядами можете выглядеть совершенным подонком и мерзавцем. Следует это четко отрефлексировать, чтобы не превратиться в "бога" и не увидеть однажды утром в зеркале собственного врага. В то же время необходимо четко знать и проводить в жизнь свой интерес, в т. ч. и общественно значимый интерес. За Вас это никто не сделает.
И да, не льстите себе: Вы - филистер. Я тоже филистер. А кто думает, что стоит выше обывателя, тому срочно бежать к зеркалу.

Николай Сосновотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
2
-1

а ненавидеть в себе обывателя - невозможно?

0
Ответить
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью