Думаю, чтение в этом вопросе можно одинаково успешно заменить на плавание, бег по утрам, благотворительность, раздельный сбор мусора и курсы компьютерной грамотности. Проблема не в чтении, а в людях. «Мы ленивы и нелюбопытны», как сказал Пушкин. Принцип распределенной ответственности, то есть надежду, что нужную вещь всегда сделает кто-то другой, а не ты, вполне можно применить и к «полезным вещам». Получается своего рода анти-экскаваторщик-Васильцев: «Не читал, но одобряю». Вот простая иллюстрация. От родителей очень часто можно слышать вопрос: «Как приучить ребенка к чтению?», «Как заставить ребенка читать?» Когда у этих родителей спрашивают, читают ли они сами, есть ли в доме книги, в ответ обычно и следует: «нет», «некогда». То есть ценность чтения рудиментарно осознается, а привычки к нему нет, и странно удивляться, что она в такой ситуации не появляется у детей.
Виноват Маслоу - взгромоздил чтение на верхушку своей пирамиды потребностей. Буду читать -появятся сомнения в правильности своего образа жизни. А быть не в ладах с собой - нарушена базовая потребность в безопасности. Как_то так.