Почему Ивана Грозного всегда изображают с посохом?

460
1
0
7 сентября
13:41
ноябрь
2015

Почему «всегда»? На парсуне (жанр портрета на Руси XVI-XVII в.в.) конца XVI - начала XVII века (из собрания Копенгагенского музея) представлено только лицо и золотой воротник одеяния: царь изображен без регалий и без какого-либо головного убора. На парсунах из Александровой слободы (XVII век) Иван Грозный хоть и в замысловатом венце и оплечьях, но без скипетра/посоха (схожий по манере портрет царя Алексея Михайловича из того же собрания представляет монарха со скипетром и державой). Со скипетром (и вообще в полном царском облачении) Иван Грозный изображен на портрете из царского титулярника, но в такой манере там представлены портреты еще многих правителей Российского государства.

Что касается живописных полотен, то наиболее известный портет с посохом принадлежит кисти В.М. Васнецова, который, видимо, исходил из композиционных и сюжетных причин. На картинах К. Венига и И.Е. Репина Иван Грозный не держит посох в руках, он отброшен и лежит на полу: в первом случае, демонстрируя задумчивость царя, во втором - являясь страшным оружием, которым царь только что нанес рану своему старшему сыну. Посох в руках монарха был символической вещью и являлся символом власти и связанным с ней высоким статусом, потому ничего удивительного в том, что посох присутсвует на картинах с изображением Грозного, подчеркивая его царский титул и играя определенную смысловую роль.

Иван Миролюбовотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
18
0
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта