Ievgenii Kazak
апрель 2015.
1370

Почему кривая предложения имеет такую форму? Если цена уже превысила издержки производства, почему не предлагать бесконечно много?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
6
3 ответа
Поделиться
Ответ партнёра TheQuestion

Кто о чем, а макроэкономист об AD-AS. Марина, привет! :-)

По-видимому, исходный вопрос всё же касался отдельной фирмы, и здесь простой ответ действительно заключается в том, что чем больше фирма производит, тем больше, вероятно, тратит издержек на производство следующей единицы, поэтому если цена превысила издержки при данном объеме выпуска, то не факт, что она превысит их при следующем. Но что если предельные издержки фирмы убывают с ростом выпуска — будет ли кривая предложения убывающей? Нет, потому что тогда фирма, скорее всего, захочет производить так много, как это возможно на ее мощностях (допустим, 5-ю единицу продукции выгодно произвести при данной цене, но тогда 6-ю тем более выгодно, а 7-ю еще выгоднее — ведь издержки убывают). При довольно общих предпосылках (максимизации прибыли достаточно) можно доказать, что кривая предложения фирмы не может иметь убывающих участков (это сделано, например, здесь: iloveeconomics.ru ; соответствующий более общий результат в микроэкономической теории иногда называют слабой аксиомой максимизации прибыли).

Кривая предложения строится на основе производственной функции, которая основана на законе убывающей предельной отдачи. Бесконечное производство невозможно в силу ограниченности ресурсов, как традиционных (труд, земля, капитал и так далее), так и времени. Издержки производства единицы продукции не являются константой. А сама кривая предложения используется больше в образовательных целях для понимания механизма рыночного ценообразования. На самом деле, всё несколько сложнее.

Сначала нужно разобраться, что значит "такая" форма: в макроэкономической модели AD-AS кривая предложения может принимать аж 3 разных вида.

В краткосрочном периоде цены "жесткие" (то есть не могут меняться), а кривая предложения горизонтальна, то есть производители могут действительно предлагать бесконечно много. Однако ситуация на рынке также еще зависит и от спроса, который отрицательно зависит от цены, поэтому производителям нет смысла предлагать бесконечное множество товаров, в какой-то момент они все равно начнут сокращать запасы и производство.

В среднесрочном периоде кривая предложения имеет положительный наклон - чем больше цена, тем больше и предложение, все логично.

А вот в долгосрочном периоде кривая предложения уже будет вертикальной, так как экономика ограничена существующими ресурсами (труд, земля, капитал, технологии и т.д.). В этом случае, какой бы ни была цена, производители физически не смогут предложить больше, так как находятся на границе производственных возможностей.

Теперь о том, почему очень часто изображают прямую линию. На самом деле, для того, чтобы было легче решать задачи :) Очень частой задачей для школьников и студентов является расчет излишков потребителей и производителей, если у нас будет кривая (что более верно на самом деле), то придется брать интегралы и вообще как-то изощряться, а это никому не надо :) Про то, почему кривая в классическом виде напоминает ветвь параболы, уже было сказано выше - закон убывающей предельной производительности в действии.

Ответить