Кто в России серьезно занимается Фуко и может числить себя фукодианцем?

3752
3
0
6 сентября
22:36
сентябрь
2015

Как-то так вышло, что фуковеды в России часто заодно и переводчики его работ.

В числе первооткрывателей Фуко в России - Автономова Наталия Сергеевна. Помимо предисловия и перевода (в соавторстве с Визгиным) «Слов и вещей» 1977 года, в «Вопросах философии» опубликованы статьи «Концепция «археологического знания» М.Фуко» (1972) и «От «археологии знания» к «генеалогии власти» (1978). Позже появляются только обзорные работы, посвященные Фуко («История как археология знания в концепции М.Фуко» 1984, «Эпистемология М.Фуко» 1989 и статья про Фуко в третьем томе сборника Искусство 20-21 века).

Соавтор перевода «Слов и вещей» Виктор Павлович Визгин в конце 90-х опубликовал несколько статей ( «Мишель Фуко — теоретик цивилизации знания» в 1995 и в 1998 еще одну статью «Онтологические предпосылки «генеалогической» истории Мишеля Фуко» (и тоже все в «Вопросах философии»)), и больше в письменных работах к Фуко не возвращался.

Ильин Илья Петрович также в числе первооткрывателей в 1993 выходит его статья «История безумия, сексуальности и власти (Постструктурализм Мишеля Фуко)» в Российском литературоведческом журнале. Но куда более известная его книга «Поструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм» 1996 года, где целый раздел посвящен Фуко. Через два года выходит «Два философа на перепутье времени» (на перепутье Делез с Фуко) с хорошей вступительной статьей. Дальше посвященного именно Фуко не выходит у Ильина ничего.

Из работ 90-х можно еще упомянуть «Сексуальность и власть: Антирепрессивная гипотеза Мишеля Фуко» Михаила Кузьмича Рыклина, опубликованную в «Логосе» в 94-м.

В 2001 кроме отличной статьи Зинаиды Александровны Сокулер («Концепция «дисциплинарной власти» М. Фуко») выходит сборник статей «Мишель Фуко и Россия», где более чем на трехстах страницах расписаны российские интерпретации творчества Фуко и даже есть попытки анализа российской действительности в фукианском духе (порой более чем странные, правда). Вот тут можно обнаружить как раз тех, кто себя считает «фукодианцем».

Также (несмотря на недавно появившиеся обвинения в плагиате на Дидье Эрибона ) Александр Владимирович Дьяков написал первую монографию на русском «Мишель Фуко и его время» (2010). Монография в любом случае очень достойная. А в 2008 году Дьяков в соавторстве с Ольгой Александровной Власовой публикует статью «Мишель Фуко в пространстве клиники».

А сама О. А. Власова в 2015 году написала крутейшую вступительную статью к книге «Мишель Фуко. Ранние работы» (которую впрочем и перевела).

Еще в 2011 российские фуковеды с уклоном в литературоведы написали сборник «Мишель Фуко и литература» ( Пахсарьян Н.Т., Амирян Т.Н., Дёмин В.И.).

Такие дела.

26
0
сентябрь
2015

Мы устали от правильных ответов. Мы ждем постановки правильного вопроса – эту философскую мудрость когда-то подарил миру земляк Мишеля Фуко знаменитый французский интеллектуал Жан-Люк Годар. Поставленный автором вопрос – это редкий в природе вид вопроса – правильный вопрос. Однако правильному вопросу не требуется правильного ответа. Правильный вопрос имманентно содержит в себе все неправильные на него ответы – и после всех озвученных неправильных ответов останется только один – правильный. Который уже не должен быть озвученным, потому что все знают – что именно осталось после данных неправильных ответов. Как правило, правильные ответы даются на неправильные вопросы – их конечная цель отнюдь не в том, чтобы ответить на вопрос правильно, но правильно задать неправильный вопрос. Но правильный вопрос не всегда абсолютен: иногда этот правильный вопрос является более правильным в конкретное время и менее правильным – в другие эпохи. Время для того, чтобы задавать конкретно этот правильный вопрос, еще не прошло, но задавать его нужно было гораздо раньше. В не совсем правильных формах (да – правильные вопросы могут быть неправильно заданы) его задали в 2001 году в России. Журнал «Новое литературное обозрение» разослал ученым-гуманитариям анкету с вопросом «Актуален ли Фуко для России?» и опубликовал результаты анкетирования в 49 номере. Неправильные (и, кто знает, правильные) ответы на поставленный правильный вопрос были даны тогда. Правильно и неправильно переотвечать на них сегодня бессмысленно. Но если бы я все же попытался дать неправильный ответ на этот правильный вопрос, я бы задал этот вопрос неправильно и кратко сформулировал бы его так: «А кто в России не занимается Фуко всерьез»? (Не)правильные ответы на этот правильный, но теперь уже неправильно сформулированный вопрос даны все в том же номере НЛО.

17
0
сентябрь
2015

Дабы избежать нудного и продолжительного рассказа о своей причастности к предполагаемому "ордену" скажу лишь, что после одной бурной сатурналии проснулся с фамилией Мишеля татуированной у меня прямо под соском, чем был чрезвычайно доволен как способом выказать очевидное недоверие метанарративу.

-4
0
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта