Во многих религиях целью является приближение к воле высшего разума, сообщающейся человеку извне. Это какие-то зафиксированные концепции, описывающие образцы поведения. Книги, проповеди, пророчества. То есть, человеку кто-то рассказывает, как поступать правильно, чтобы приблизить свою волю к замыслу высшего разума. В некоторых религиях показываются и внешние сущности, сбивающие человека с правильного пути. То есть человек представляется как лодка с парусом, в который постоянно дуют какие-либо внешние ветры. И человеку нужно вроде как подставить парус правильному ветру, чтобы куда-то в нужное место приплыть.
В буддизме — целью является раскрытие внутренней свободы, потенциала ума, который всегда есть и был. То есть, каждый человек носит внутри счастье, но оно закрыто иллюзиями, неадекватным восприятием мира. Целью буддиста является раскрытие знания реальности такой, какая она есть, не искаженного иллюзиями, обусловленными привязанностями ума к материальным явлениям. Проще говоря, ум — это зеркало, в котором реальность отражается, и его надо почистить, чтобы всё хорошо видеть, чтобы не возникало неприятных мутных картинок. Поэтому, эффективность концепций, слов, текстов, как звеньев причинно-следственных процессов материального мира, в буддизме ограничивается. Слова в буддизме могут быть полезны, но они не абсолютны. Конечная свобода ума обретается с отказом от любых слов и концепций. В другой религии, если ты всю жизнь живёшь по книжке, значит ты добьёшься нужного результата с гарантией. В буддизме — никто извне не может раскрыть свободу ума, если сам ум к этому не готов. Ты можешь всю жизнь соблюдать 350 обетов монаха, но никто не обещает, что это приведёт к нужному результату. Ты можешь за пять минут приблизиться к цели на 99 шагов, и потом ещё миллион лет делать последний нужный шаг. Если человека опять сравнить с лодкой, то буддист должен убрать все свои паруса, чтобы никакие внешние ветры не толкали лодку. Это не значит, что человек прекращает бытие, останавливается. Это значит, что лодка становится одним целым с водой, с ветрами, со всем миром. Уже нельзя сказать, течение несёт лодку или лодка создаёт течение, ветер толкает лодку или лодка создаёт ветер. И таким образом разрешается дисгармония внутреннего и внешнего. В буддизме — все живые существа — это потенциальные будды, и как долго и по каким бы мирам они не путешествовали, в итоге все станут свободными буддами.